Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Клаус Фопель известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей. Разрабатываемые К.Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Использование игр К.Фопеля в обучении помогает подходить к человеку как к целостному существу, они задействуют интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное.

Клаус ФОПЕЛЬ

Энергия паузы

Занятия по законам перемены

Школа – место для жизни
Предлагая детям вашего класса интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.
Для многих детей класс – это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», где каждый излагает свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека.
Учитель может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:
– проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять;
– взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
– не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
– не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;
– не нападай на других, когда тебе плохо.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Надежда
Важнейшая задача педагога – укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

Сочувствие
Развить сочувствие можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Когда дети в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, в ходе которого они пытаются на некоторое время увидеть мир глазами другого человека. При этом мы можем донести до детей также и мысль о том, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Некоторые люди всю свою жизнь проводят в поисках только одного определенного проявления любви и нигде не находят его, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми возможными способами, кроме искомого. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления – важная составляющая искусства быть счастливыми.

Юмор
«Жизнь и без того достаточно сложна, чтобы мы еще и чувствовали себя несчастными» (Жанна Моро). Как можно чаще проявляйте чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь вполне сносна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться. Нам кажется, что совсем неплохая идея – ввести за правило раз в неделю проводить занятие, в ходе которого дети будут рассказывать анекдоты и смешные истории. Тем самым вы сможете добиться того, что на уроках заметно снизится число мешающих учебному процессу дурачеств, ведь дети будут знать, что в школе есть время для их чувства юмора.

Движение и обучение
Исследования головного мозга показывают существование тесной связи между телом и духом. Традиционная педагогика полагала, что мышление есть мышление, а спорт есть спорт, и обе эти вещи нужно четко разделять.
Сегодня мы знаем, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности. Отчасти он управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием.
Известно, например, что определенные движения стимулируют внутреннее ухо и тем самым улучшают способность удерживать равновесие, координировать движения и стабилизировать образ на сетчатке. Особенно полезны вращательные движения. Карусели и качели не только развлекают детей, но и улучшают их внимание, а также способность регулировать расслабление и возбуждение. И ученики, которые качаются на стульях, пожалуй, пытаются сделать не что иное, как стимулировать свое внутреннее ухо.

Внимание
Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учеников – основной навык учителя. Те педагоги, которые владели им, всегда вызывали уважение и восхищение коллег. Однако в последнее время становится очевидным, что настоящее обучение не требует постоянной концентрации внимания на учителе, и даже напротив: чем дольше учитель удерживает внимание учащихся, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение. Ученики не могут самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее.

Известно, что внимание определяется двумя главными обстоятельствами:
– психологическими ощущениями («Нет ли здесь угрозы? Происходит ли что-нибудь интересное?»);
– доминирующими в данный момент в головном мозге химическими веществами.
Мы фокусируем внимание на сигнале только тогда, когда он для нас представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к нашим переживаниям или действиям. То, что мы уже знаем, нас не привлекает. Педагог может ожидать внимания от учеников только в том случае, если они воспринимают учебу как интересный процесс, релевантный их собственным потребностям.
При угрозе и стрессе мозг выделяет кортизон, вазопрезин и эндорфин. Эти вещества изменяют поведение, память. Учебный стресс, кроме всего прочего, приводит к ухудшению зрения, ослабляет иммунитет и делает детей более восприимчивыми к болезням. В ситуации угрозы проблема выживания воспринимается как приоритетная, и на нее уходят основные силы организма. В этом случае сил на творчество, создание ассоциативных связей и логических структур не остается.
Следовательно, если мы хотим добиться от учащихся творческих достижений или творческого решения проблемы, следует избегать стрессовых ситуаций и ситуаций, провоцирующих чувство страха.

Циклы внимания
Все мы знаем, что в течение дня концентрация внимания неодинакова. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от – 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе – от 10 до 20 минут, чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность.
Не имеет смысла предлагать классу решить какую-то серьезную проблему или пройти тестирование, если в это время внимание большинства учеников находится на низшей точке. В среднем дети пяти-восьми лет могут интенсивно без перерывов учиться в течение 5–7 минут, не более. Дети девяти-тринадцати лет – в течение 8–12 минут, юноши и девушки четырнадцати-восемнадцати лет – в течение 12–15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.

Энергия паузы
Сам этот период может быть организован по-разному. Учащиеся могут обсудить с партнерами свой учебный опыт в малых группах, могут поразмышлять об этом в одиночку или заполнить специальный дневник, они могут и совсем отвлекаться от учебы, участвуя в специально организованной деятельности, способствующей новому балансу ума и тела.
Паузы отдыха и расслабления нужны не только ученикам, но и учителям. Обычно они в течение учебного дня имеют мало возможностей для восстановления. Учителя слишком часто испытывают сильный стресс, а свободного времени у них почти нет, чтобы успеть полностью прийти в себя и успокоиться.
Попробуйте сделать так, чтобы только от 20 до 40% учебного времени требовало напряженного внимания учащихся, и тогда вы достигнете лучших результатов. Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний.
Самый простой способ реализации этого принципа – перемена места. Вы можете, например, пересадить учеников так, чтобы они оказались в другой части помещения, можете время от времени работать со всем классом в других помещениях, проводить полевые исследования вне школы и т.д.
Особенно важны многократные чередования незнакомых, непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение. Ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
Введите специальный, небольшой по времени ритуал, сопровождающий переход от одного вида занятий к другому. Постоянно вводите игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться и смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли.
Посвятите учеников в свои планы и дайте им возможность достаточно часто самим выбирать время игры, задание и тему. Позаботьтесь о том, чтобы школа стала для них надежным и безопасным местом. Не допускайте, чтобы ученики обижали друг друга или угрожали товарищам.
Введите четкие правила поведения в классе и проследите за тем, чтобы они соблюдались. Сами избегайте давления и угроз по отношению к детям. В случае очевидных нарушений правил привлеките к обсуждению весь класс. Помогите ученикам сформулировать для себя свои собственные, реально достижимые цели. Обсудите с ними, что им мешает учиться, что их беспокоит. Со временем вы сможете создать в классе атмосферу спокойного внимания, в которой школьники будут без страха работать над сложными заданиями.

Пополним коллекцию
Напиши свое имя

Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необычное, чего вы скорее всего никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите все свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.
Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе свое имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V – знак победы.
Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своем правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак V.
В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал – поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы.

Комментарии для ведущего. Это необычное упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык – умение писать – должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали (при этом активизируются мозжечок и передние отделы коры больших полушарий головного мозга). Через игру в работу вовлекается все тело, расслабляется мускулатура. Участники чувствуют, что им брошен вызов (в этой связи важен ритуальный знак победы – «виктория»). У них появляется возможность самоутвердиться, подтвердить свою успешность. Это упражнение является хорошей подготовкой к сложному учебному процессу.

Идет следствие
Для этой игры мне понадобятся два добровольца. Они становятся перед группой спиной к доске. Оба они – Детективы. Все остальные в группе – Свидетели. Свидетели видят то, что я незаметно для Детективов пишу на доске. Я могу, к примеру, написать на доске: «Горит высотный дом». Тогда Свидетели дают Детективам показания об этом, но не прямо, а косвенно, например:
– я чувствую запах дыма;
– становится все жарче;
– кто-то громко кричит;
– люди бегут из здания;
– я вижу пламя;
– выдвигаются длинные лестницы и т.д.
Свидетели должны давать показания так, чтобы Детективы не сразу поняли, что именно происходит. С другой стороны, Свидетели не могут давать ложных показаний.
Как только Детектив решит, что он понял, в чем дело, он говорит: «У меня есть ответ». Однако если детектив скажет только, что это «пожар», но не догадается, что это «пожар в высотном доме», то его ответ не будет принят в качестве удовлетворительного решения. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои версии ответов.
Игра должна идти очень быстро, ведь у детективов есть только две минуты на то, чтобы разгадать описываемую ситуацию. Группа обязана давать свои указания достаточно быстро. Детектив имеет право расшевелить группу, говоря: «Я хочу знать больше». По прошествии двух минут детективами становятся другие участники.
Комментарии для ведущего. Играйте в эту игру минут шесть. Если хотите, можете воспользоваться следующим перечнем повседневных ситуаций:
– она с удовольствием читает книгу;
– урок оказался скучным;
– ребенок болен;
– он не готов к контрольной работе;
– у автомобиля проколота шина.
Участники должны задействовать всю свою фантазию, чтобы детально представить себе предложенную ситуацию, и очень точно формулировать свои мысли, чтобы не давать, с одной стороны, ложных показаний, а с другой – не делать слишком ясных намеков. Эта игра также очень подходит для тематического обучения и для повторения пройденного. В таких случаях предлагаемые темы могут быть примерно следующими: «Мирный договор в Ялте», «Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу» и т.п.

Секрет мага
Я хочу предложить вам игру, в которой вы попробуете раскрыть тайну волшебника. Один из вас будет Магом и сядет вот здесь. Каждый из вас может подойти к Магу и пожелать что-нибудь. Можно пожелать много денег, крепкого здоровья, хороших друзей, отличной памяти и т.д. Ваше желание может быть реалистичным, фантастичным, юмористическим или серьезным. Проблема только в том, что Маг на некоторые желания реагирует позитивно, говоря: «Да будет так!» Но на другие желания он реагирует негативно, говоря: «Нет, так не будет!» Ваша задача – догадаться, почему Волшебник говорит иногда «да», иногда «нет». Он это делает не просто так, а в соответствии с секретным правилом, которое я напишу ему на бумажке. Тот, кто поймет это секретное правило и будет вести себя в соответствии с ним, получит позитивный ответ. Сейчас я передам Волшебнику маленькую бумажку, в которой написан секрет, а вы можете попытаться раскрыть его. Кто хочет сыграть роль Мага?
Примерные варианты секретных правил:
1. Маг исполнит все желания, если просящий сложит руки перед собой.
2. Маг исполняет только каждое третье желание.
3. Маг реагирует позитивно только на тех участников, на которых надеты черные ботинки.
4. Маг только тогда исполняет желание, когда просящий смотрит ему в глаза.
5. Маг только тогда исполняет желание, когда он слышит слово «пожалуйста».

Комментарии для ведущего. Это многослойная игра, в которой члены группы, с одной стороны, думают о своих желаниях, а с другой – тренируются в умении избегать фрустраций. На переднем плане – решение загадки, а для этого необходимо понять правило. При этом активизируются самые разные участки коры головного мозга. Вполне может случиться так, что загадка не будет решена. Тогда ведущий должен все же в конце игры сообщить разгадку группе. Можно играть и в такой вариант игры: Маг сам формулирует для себя секретное правило и никому не говорит, каково оно.
В этой игре очень важно краткое подведение итогов. Играть в нее надо не более пяти минут.

Разведчик
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я буду сейчас задавать вам вопросы, на которые могут ответить только настоящие сыщики или разведчики. Вы можете назвать каких-нибудь известных сыщиков или разведчиков?
Настоящий сыщик должен уметь все видеть и слышать, иногда ему нужно уметь и хорошо принюхиваться. Он должен уметь с легкостью запоминать картины, звуки, голоса, запахи и так далее. Сейчас я предлагаю вам побыть сыщиками. Закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока я вам этого не скажу.
– Кто из вас, не открывая глаз, может сказать, кто сидит справа от него? (Пусть несколько разных учеников ответят на этот вопрос или добровольно, или по вашей просьбе.)
– Кто из вас с закрытыми глазами может описать обувь, в которой я сейчас стою перед вами? (Хорошо, если как можно больше детей выскажут свои догадки.)
– Кто может сказать, какого цвета потолок в нашем классе?
– Кто может назвать цвет глаз своего лучшего друга или подруги?
– Кто из вас может описать носки, которые на нем сейчас надеты?
– Кто может сказать, сколько окон у нас в классе?
– Кто из вас может угадать, какую мелодию я сейчас напеваю, а желательно еще и пропеть первые пять слов этой песни? (Выберите песню, достаточно известную детям вашего класса.)

Теперь вы можете открыть глаза. На следующие вопросы вы можете отвечать с открытыми глазами.
– Кто может описать прически своих родителей?
– Кто из вас может описать посуду, из которой он сегодня ел?
– Кто из вас может рассказать, как выглядит интерьер вашего любимого магазина?
– Кто из вас может сказать мне, что он делал вчера, прежде чем лег спать?

Дайте детям возможность самим придумать подобные вопросы и задать их друг другу.
Анализ упражнения.
– Понравилась ли тебе эта игра?
– Какой вопрос оказался для тебя самым сложным?
– На какие вопросы тебе было легко отвечать?
– Играешь ли ты иногда в подобные игры?
– Что ты делаешь для тренировки своей памяти?
Комментарии для ведущего. Внимание детей развивается гораздо быстрее, когда их побуждают делиться результатами своих наблюдений с окружающими. Особенно важно при этом развивать у них убеждение, что умение обращать внимание на разнообразные детали окружающего мира делает жизнь интереснее, да и успех при этом достигается легче.

Сколько нас?
Материалы: повязка на глаза.
Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи. Ведь он должен с закрытыми глазами определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условный знак.
Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Младшим школьникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит больше пяти детей.
– Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?
Анализ упражнения.
– На самом ли деле дети вели себя очень тихо?
– Ты сам хотел бы выйти в центр круга?
– Можешь ли ты слышать очень-очень тихие шорохи?
– Для каких профессий важен хороший слух?
Комментарии для ведущего. Это упражнение направлено на развитие у детей слуха и требует от них умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. Игра создает атмосферу всеобщей концентрированности, что является прекрасной основой для занятий, требующих от детей внимательного прослушивания материала.

Перевод Д. ДМИТРИЕВА,
Е. ПАТЯЕВОЙ,
О. КОВАЛЕВСКОЙ,
Л. АЛЕКСЕЕВСКОЙ
по книгам «Энергия паузы» и
«Как научить детей сотрудничать?».
Издательство “Генезис”, Москва, 2001 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru