Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 3.  ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин “нестандартное мышление”. Этот термин стал официальной частью языка и внесен в Оксфордский словарь. Работая над книгой о развитии мыслительных способностей, известный ученый преследовал единственную цель – пусть на свете станет больше детей, которые могут заявить: «Я – мыслитель, и мне нравится мыслить». Может случиться, что, прочитав книгу, и взрослые захотят произнести эту фразу. Мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением.

Эдвард де БОНО

Учите вашего ребенка мыслить

Приключения в логических лабиринтах

Информация
Информацию очень легко преподавать, а потом контролировать, как она усвоена учащимися. Неудивительно, что информации отводится столь важная роль в процессе обучения.
Мышление не заменяет информации, но информация может заменить мышление.
Большинство теологических учений приписывает Богу совершенное и полное знание обо всем – обладая таким знанием, думать не обязательно.
Пока же мы не обладаем абсолютной информацией, приходится думать, как извлечь максимальную пользу из имеющихся сведений. Получая с годами все больше информации от компьютеров и информационных технологий, люди по-прежнему вынуждены думать, чтобы ориентироваться в этом море данных.
Таким образом, одной лишь информации недостаточно – необходимо еще и мышление. К сожалению, здесь мы сталкиваемся со сложной дилеммой. Любая информация – это ценность. Каждый новый бит информации более ценен, чем предыдущий, – он обогащает уже накопленные знания. Требуется определенное мужество, чтобы сократить время, отведенное на преподнесение учащимся информации, и увеличить время обучения навыкам мышления, необходимым для оптимального использования той же информации.

Интеллект
1. Учащимся с высоким уровнем интеллектуальных способностей не нужна специальная подготовка – и без нее они станут прекрасными мыслителями.
Отождествление интеллекта и мышления привело к серьезным заблуждениям в сфере образования. Часто считают, что:
2. Учащимся с низким уровнем интеллекта ничего не поможет – они никогда не смогут мыслить на достаточном уровне.
Однако связь между интеллектом и мышлением такая же, как между машиной и ее водителем: можно неумело управлять мощной машиной, а можно великолепно вести скромный автомобиль. Мощность – это потенциал машины, так же как интеллект – это потенциал ума, но как поведет себя автомобиль, зависит от умения водителя.
У многих действительно умных людей часто вырабатывается собственный взгляд на определенные вещи, после чего их интеллект работает только для того, чтобы отстоять сложившуюся точку зрения. Обычно это им прекрасно удается, и у таких людей не возникает необходимости глубже разбираться в предмете или прислушиваться к альтернативным мнениям. Это и есть негативное мышление, ведущее в так называемую ловушку интеллекта.

Реактивное и активное мышление
Обучая школьников, учителя стараются размещать весь учебный материал у них перед глазами – тогда ученика можно заставить «реагировать» на происходящее. По этой простой причине почти все мышление в школе «реактивно».
«Вот тебе то-то и то-то. Что ты думаешь об этом?»
Преподаватель просто не может предложить учащимся выйти в мир и организовать свое дело – непросто предложить им решить реальную проблему или заняться реальным проектом. В ходе именно такой деятельности развивается активное мышление.
Не образование виновато, что развивать активное мышление сложнее, чем реактивное. Его вина – воспитание уверенности в том, будто достаточно одного реактивного мышления.

Восприятие
Я бы сказал, что 85% мыслительных операций основано на восприятии. Многие издержки мышления – это издержки восприятия (ограниченности взглядов), а не результат слабой логики. Восприятие – это основа мудрости. Логика же важна для технических дисциплин и особенно для таких замкнутых систем, как математика.
Если мы предлагаем учащимся готовые ощущения и информацию, затем заставляем реагировать на них, естественно, мы обращаемся в основном к логике, так как уже имеются готовые предпосылки. Однако в реальной жизни людям приходится формировать собственное восприятие.
В мышлении важны и логика, и восприятие, как в автомобиле одинаково необходимы двигатель и колеса. Если бы пришлось выбирать что-то одно, я бы выбрал восприятие, потому что большая часть повседневных мыслительных операций связана именно с ним. С хорошим восприятием можно достигнуть многого, тогда как сочетание отличного логического мышления с бедным восприятием весьма опасно.

Плотники-мыслители
Мой любимый образец мыслителя – это плотник. Плотники делают вещи. Они работают последовательно, шаг за шагом. Плотники имеют дело с физической субстанцией – древесиной, и мы можем наглядно проследить процесс их деятельности.

Основные операции
Основных операций плотника не так уж много:
1. Разрезание.
2. Скрепление.
3. Формирование.
Разрезание означает отделение куска древесины необходимого размера. Оно соответствует таким мыслительным операциям, как выделение, анализ, постановка цели, направление внимания и т.д.
Под скреплением понимается соединение элементов при помощи клея, гвоздей или шурупов. Ему соответствуют следующие мыслительные операции: соединение, синтез, группировка, обработка и т.д.
Придавая форму своему изделию, плотник смотрит на него со стороны, сравнивая с первоначальным замыслом. В мышлении этому этапу соответствуют такие операции, как оценка, сравнение, проверка и соотнесение.
Таким образом, хотя основные операции плотника немногочисленны, с их помощью создаются сложнейшие объекты.

Шесть «думательных шляп»
Пробовали вы когда-нибудь одновременно жонглировать двумя мячами правой рукой и разворачивать шоколадный батончик левой, держа при этом на голове толстенную книгу? Это было бы весьма непросто. Браться сразу за несколько дел – сложное и неблагодарное занятие.
Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять сразу несколько операций. Мы анализируем факты, обосновываем возражения, в процесс вмешиваются эмоции, мы выдвигаем новую идею – и все это одновременно. Естественно, такой путь часто заводит в тупик.
Шесть шляп – это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать все сразу, мы надеваем по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Белая шляпа. Факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа. Эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа. Осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли идея?
Желтая шляпа. Преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа. Исследования, предложения, новые идеи. Возможные альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа. Размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
На телеэкранах изображение формируется при помощи трех прожекторов, каждый из которых дает луч одного цвета. На экране лучи сливаются, давая полноцветную картинку. Аналогично построена и методика шести шляп. Каждый цвет рассматривается в отдельности, чтобы можно было с максимальной выгодой использовать его преимущества. Затем цвета соединяются, и получается наиболее полное, всестороннее мышление.
Существует гипотеза, что химический состав мозга меняется в зависимости от того, мыслим ли мы в данный момент творчески, позитивно или негативно. Если это так, то не следует смешивать различные типы мышления, так как в каждый момент времени мозг химически подготовлен только для какого-то одного типа мышления.

Как пользоваться шляпами
1. Самому. Вы можете выбрать шляпу нужного цвета и сообщить окружающим, какой тип мышления собираетесь применить.
– Надев черную шляпу, я хочу указать на неверные моменты данной идеи.
– Я собираюсь надеть красную шляпу, потому что у меня такое чувство, что тут есть какой-то подвох. Я не знаю, почему я так думаю. Это просто предчувствие.
– Мне хочется надеть желтую шляпу. Данная идея обладает следующими преимуществами...
Вы можете надевать шляпы различного цвета, работая над чем-то самостоятельно. Прорабатывая проблему, можно последовательно надевать несколько шляп.

2. При работе с другим человеком. Общаясь с человеком, вы можете попросить его надеть шляпу определенного цвета, снять ее или поменять на шляпу другого цвета. Таким образом, вы просите человека перейти к мышлению иного типа, не обижая его.
– Пожалуйста, наденьте черную шляпу. Не хотелось бы допустить здесь ошибку.
– Не думайте о том, что мы можем сделать в данной ситуации. Просто наденьте белую шляпу и скажите, какими фактами мы располагаем.
– Как насчет свежих идей? Давайте наденем зеленые шляпы и подумаем над этим.
3. При групповой работе. Лидер группы или кто-то из ее членов может попросить нескольких человек или всю группу надеть или снять шляпу определенного цвета. Здесь работа осуществляется по тому же принципу, что и при общении с другим человеком, с той лишь разницей, что в общение вовлечено большее количество людей.

РВФ: рассмотри все факторы
РВФ – один из приемов мыслительной программы CoRT, разработанной мною и широко применяющейся во всем мире.
РВФ – это прием направления внимания. Его цель – расширить восприятие.
Обучение приему РВФ заключается в том, чтобы научить пополнять список имеющихся факторов.
Что не было учтено?
Можно ли добавить еще один фактор к имеющемуся списку?
Что еще следует рассмотреть?
Безусловно, существуют важные и второстепенные факторы. Но основные усилия должны быть направлены на отыскание всех факторов. Очень часто мы начинаем размышлять, не применив предварительно прием РВФ.
Хотя РВФ и весьма простой прием, он может быть очень эффективным.

ПиР: последствия и результат
Если результатом ваших размышлений явилось какое-либо действие (решение, выбор, план), значит, оно будет проявлено в будущем. Вам следует обратить внимание на его последствия.
Сработает ли это?
Каковы будут выгоды?
Каковы будут недостатки и связанные с этим проблемы?
Каковы будут затраты?
Прием ПиР подразумевает как изучение, так и оценку. Это подобно ориентированию по карте. Увидев, что лежащая перед вами дорога плоха, вы выберете другую.

Акцент и цель
В мебельном салоне я решил купить новый обеденный стол. Мое внимание в основном сосредоточено на столе. Сначала я изучаю его ножки – достаточно ли он устойчив? Затем мой взгляд перемещается на поверхность – не останутся ли на ней следы от горячих предметов? Мое внимание привлекает царапина на лаке. Дело в том, что основная цель – это покупка обеденного стола. Однако в любой момент внимание может быть сосредоточено на каком-то менее значительном аспекте основной цели. Мое мышление акцентируется на царапине, и у размышлений об этом незначительном аспекте имеется своя цель (будет ли данная царапина бросаться в глаза?).
Недостаточно иметь представление только об основной цели размышления. Требуется время от времени применять синюю шляпу: на какой-то момент прерваться и как бы со стороны посмотреть, что происходит.

Ключевые вопросы
Для каждой мыслительной привычки характерен ряд вопросов, которые мыслитель должен задавать самому себе. Для «Акцента и цели» эти вопросы звучат следующим образом:
Что я рассматриваю (над чем размышляю) в данный момент?
Что я пытаюсь сделать?
Вы можете время от времени задавать себе эти вопросы или прибегнуть к их помощи во время дискуссии, если она зашла в тупик.

Провокация
Время от времени, сталкиваясь с новыми идеями и новыми ощущениями, люди используют нестандартное мышление. Иногда случайности дают начало новым идеям.
«Коровы могут летать».
«У машин квадратные колеса».
Оба вышеупомянутых утверждения абсолютно бессмысленны. Они противоречат нашему опыту и реальному положению вещей. Почему мы делаем такие абсурдные заявления?
Провокационная идея – это следующий этап после гипотезы и предположения. Выдвигая гипотезу или предположение, мы думаем, что должно быть так, но еще не можем доказать. Предлагая провокационную идею, мы даже не претендуем на правдоподобие.
Поскольку провокационная идея не претендует на истинность, нам необходимо дать понять собеседникам, что заявление выдвинуто как провокация – иначе они подумают, что мы сошли с ума.
Хотя провокационная идея кажется безумной и противоречит нормальной логике, она в сущности является «логической» операцией структурирующей системы.
Из-за отсутствия симметрии в структуре мы ищем метод, переносящий нас с главного мыслительного пути на боковую дорожку, и вот – используем провокационную идею.
А что же теперь с ней делать? Мы должны перейти к новой идее.
Приведу пример: «Коровы могут летать!» Летающие коровы? Что они будут делать? Может быть, садиться на деревья для послеполуденного отдыха? Именно здесь возникает идея. Корова, сидящая на дереве, пощипывает листья! Можно ли кормить коров листьями с деревьев? Трава растет только в двух измерениях, а деревья и листья – в трех. А если вывести быстрорастущие деревья с листьями, пригодными для откорма коров? Листья богаты протеином. Если пространство ограничено, то «лиственных» пастбищ поместится больше, чем пастбищ с травой. Из этого может ничего не выйти, но теперь у нас есть новая идея. Попробуйте сами разобраться с квадратными колесами.

Рисунки
Зачастую словарный запас детей ограничен их социальным происхождением. Но, рисуя, дети ничем не ограничены. Они часто не в состоянии подобрать слова для обозначения какой-то научной идеи, но могут показать, как эта идея действует на практике. Так, рисуя «машину для усыпления людей», один мальчик изобразил человека на наклонной кровати. Человека усыпляет музыка и удар молотком по голове. Когда человек «засыпает», он соскальзывает вниз по наклонной кровати и ногами нажимает на кнопку, которая выключает музыку. Это идея так называемого управления с обратной связью. Ребенок вряд ли смог бы объяснить ее словами.
Слова могут быть расплывчатыми и пустыми. Рисунки же всегда содержательны.
Нарисовать можно намного быстрее, чем объяснить словами.
Картинки создают организационную рамку для мышления ребенка. Когда вы пишете, то трудно удержать все слова в памяти, а картинка сразу же показывает, что вы уже сделали и что еще надо сделать. Если видите пробелы, то заполняете их.

Принципы мышления
1. Ко всему подходите конструктивно.
Слишком многие люди обладают деструктивными мыслительными привычками: им доставляет удовольствие доказательство чьей-либо неправоты. Безусловно, в некоторых случаях критика необходима, но все-таки важнее преобладание конструктивного аспекта мышления над критическим.
2. Думайте не торопясь и старайтесь предельно все упрощать.
За исключением аварийных ситуаций, быстрое мышление не является особым достоинством. Можно проделать большое количество мыслительной работы за короткое время, даже если вы думаете медленно. Сложность рассуждений также не может рассматриваться как достоинство. Пытайтесь мыслить проще, если только не хотите поразить окружающих. Всегда ищите наиболее простой подход к проблеме.
3. Абстрагируйтесь от процесса мышления и научитесь смотреть на собственные размышления со стороны.
Самое большое препятствие на пути к искусному мышлению – вмешательство вашего «я»: «Я должен быть всегда прав», «Моя идея должна быть лучшей». Следует уметь отстраняться и смотреть на свои рассуждения со стороны.
4. Что я пытаюсь сделать в настоящий момент? Что является предметом и целью размышления?
Эффективное мышление требует четкого понимания предмета и цели рассуждения, в противном случае оно превращается в пассивное блуждание от одной мысли к другой.
5. Умейте переключать свое мышление. Знайте, когда следует применить логику, когда подойти творчески, а когда заняться поисками информации.
6. Каков результат моих рассуждений и почему я уверен, что он будет работать?
Вы напрасно потеряли время, если не в состоянии четко сформулировать ответ на этот вопрос.
7. Чувства и эмоции – важные составляющие мышления, но их место – после исследования, а не до него.
8. Научитесь переходить от общей идеи к конкретному способу и обратно.
Реализация любой идеи требует тщательной проработки конкретных деталей. В то же время для хорошего мастера существенна способность мыслить абстрактно (на уровне функций, концепций и обобщений), так как именно на этом уровне генерируются альтернативы и осуществляется переход к новым идеям. Итак, какова здесь общая идея? Как конкретно можно ее осуществить?
9. Может быть или должно быть? Логика хороша ровно настолько, насколько адекватны восприятие и информация, на которых она базируется.
Это ключевой принцип, который непосредственно связан с понятиями истинности и логичности. Провозглашая истиной некое утверждение, мы подразумеваем, что «так должно быть». Указывая, что данный вывод «должен следовать» из предыдущих рассуждений, мы снова подчеркиваем слово «должен». Возможность оспорить утверждение и показать, что оно лишь «может быть» верным, отнюдь не делает его бесполезным, а просто смягчает категоричность.
10. Особое мнение может быть основано на особом восприятии.
При столкновении точек зрения мы склонны признавать верной лишь одну из них и яростно бросаться на ее защиту. Однако особое мнение коллеги может совершенно логично и обоснованно следовать из его восприятия, отличного от нашего. Его восприятие включает другую информацию, другой опыт, другие ценности и другой взгляд на мир. Это делает точки зрения спорящих равноправными. Поэтому при улаживании споров и ссор необходимо прежде всего выяснить различия в восприятии проблемы обеими сторонами.

Думать – полезно!
Научить ваших детей думать – это, возможно, самое главное, что вы можете для них сделать. Когда они вырастут, то будут жить в сложном мире. Знаний, образования и профессиональных умений им будет недостаточно. Они должны будут обдумывать вопросы и принимать решения на деловом, профессиональном уровне и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Лучше, если они0 овладеют конкретными приемами мышления, а не будут пытаться мыслить от случая к случаю.

По книге “Учите вашего ребенка мыслить”.
Издательство «Попурри»,
Минск, 1998 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru