Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2002

Только в номере

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 3.  ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Учебник логики и интуиции

Уже давно не кажется неожиданной и оригинальной идея научить в школе детей думать. В наш век быстро меняющихся событий, когда информация устаревает, едва родившись, когда головокружительные научные открытия и технические изобретения заставляют усомниться в ценности изучения опыта предшествующих поколений, словом, в наш век прогресса и успехов цивилизации школа перестает быть просто местом передачи знаний. Теперь важнее развить мышление, а не память. К успеху приводит именно умение нестандартно мыслить, ориентироваться в неопределенной ситуации, учиться новому, находить нетривиальные решения.
Все так, и все с этим согласны. Остается мелочь – выяснить, как учат думать. Не только понимать объяснения учителя, параграф учебника, а мыслить, исследовать, обобщать, открывать. Как?
Знаменитый педагог Д.Холт предлагает положиться на природную способность, на инстинкт любознательности и страсть к познанию, присущие каждому ребенку. Задача взрослых – не мешать. При этом создавать условия, провоцировать развитие интеллектуальных возможностей детей. Ребенок сам решит, чему и как учиться.
Э. де Боно и Ч.Фуллер скорее возлагают ответственность за образование на взрослых, родителей, учителей. Но образовывать учеников предлагается не вопреки всем преградам, а с учетом особенностей, индивидуальных различий воспитанников. Авторы показывают массу остроумных и легко воспроизводимых приемов, позволяющих выявить сильные и слабые стороны ученика и помочь конкретному ребенку освоить заранее определенный программный объем. Только кто решает, что включить в программу?
Как отражение ожесточенных споров, идущих во всем мире по поводу содержания образования, в нашем сегодняшнем номере почти провокационный материал, отрывок из довольно популярной на Западе книги с громким заглавием «Что должен знать каждый американец». По мнению известного исследователя Э. Хетча, школьную программу следует составить из строго определенного набора сведений, без которых невозможно сохранить единое культурное пространство нации, вырастить образованных граждан. Взрослые должны лишь позаботиться о том, чтобы обязательные знания преподносились в возможно более доступной и увлекательной форме. Читатель вправе сам решить, насколько убедительны приведенные аргументы.
На примере курса «Всемирная история» преподаватель из Германии К.Линденберг размышляет об иных принципах отбора материала, исходя из возрастных особенностей ребят и личностно-развивающих целей преподавания. Ведь каждый предмет школьного расписания играет особую роль в формировании мировоззрения учеников, их модели мира, в складывании представлений о своем месте в этом мире.
Школа в первую очередь обращается к интеллекту ребенка. Но разве только рациональное познание может дать полную картину жизни? Понятие эмоционального интеллекта, введенное американским психологом Д.Гоулманом, уже давно знакомо нашим педагогам. От развития эмоциональной сферы, умения понимать собственные чувства и состояние окружающих людей во многом зависят адекватность и успешность наших действий. По некоторым данным, именно эмоциональный интеллект определяет успех карьеры, социальной адаптации человека, возможно, в гораздо большей степени, чем пресловутый IQ – коэффициент интеллекта... Но снова те же вопросы. Как развить эмоциональные способности ребенка, если они не менее важны, чем рациональные? Опыта у нас в этом маловато. Мы больше знаем о том, как улучшить память, даже сообразительность. А вот научить выстраивать отношения, разбираться в оттенках эмоций… До недавнего времени считалось, что это вообще не входит в сферу педагогических задач.
Что уж говорить об интуиции! Сама возможность иррационального познания отвергалась еще пару десятилетий назад. «Шестое чувство» считалось областью поэтических метафор. Сегодня многие преподаватели не только гуманитарных, но и естественно-научных дисциплин серьезно работают над развитием метафорического, интуитивного мышления учеников. Описание подобных уроков можно найти в книге канадского учителя Д.Миллера, выдержки из которой мы публикуем в этом номере.
Конечно, такой подход сильно отличается от традиционного информационно-передаточного. Но, вероятно, и не стоит впихивать в учеников нормы, правила, сведения вчерашнего или даже сегодняшнего дня. Кто знает, что окажется важным в таинственном будущем? Сегодняшние взрослые и с настоящим не всегда могут разобраться. Зато в наших силах помочь ученикам понять, как увлекателен процесс познания природы, человека. В наших силах предоставить ученикам возможность развивать в себе самые разные способности. Заодно и сами многому научимся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru