Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Искусство ученой беседы

“Жизнь интереснее новостей”, – говорит нам вкрадчивый голос сразу же после того, как программа новостей завершена, и обещает в будущем нечто более увлекательное. Скажем, репортаж о путешествии через страну. Наверно, и правда подробный репортаж интереснее сжатого информационного сюжета. Но когда закончится и этот репортаж, закадровый голос поведет нас дальше, рекламируя будущий показ фильма, где происходит нечто такое, чего вы никогда не видывали. Однако и после фильма вам скажут, что это не все. На следующий день будет еще занятнее. Не забудьте включить телевизор! Куда ж деться – безостановочный конвейер, и зрителя надо держать на коротком поводке.
Но я всегда съеживаюсь у экрана, когда заканчивается беседа с очередным гостем (как правило, знаменитым и популярным) и ведущий или диктор торжественно объявляет: “А завтра у нас в гостях замечательный (ая) гость (я)...” Все – проехали! Только что приковывавший нас к экрану персонаж – для телевидения как выжатый лимон. Он свое отдал, завтра – очередь следующего.
Знаменитостей у нас, конечно, хватает, но не настолько, чтобы хватило на всех. Имею в виду не нас, публику, а телевизионные каналы. Там выстроилась внушительная очередь ведущих в безостановочной охоте за узнаваемыми лицами. Впрочем, все смешалось в телевизионном доме. Телевидение не может обойтись без персон, интересных всем, персоны, интересные всем, не могут обойтись без телевидения. Порой диву даешься, в каких рискованных проектах соглашаются принять участие наши кумиры или желающие оказаться в этой роли. И далеко не все выдерживают испытание рентгеновским лучом, проникающим сквозь привычную нам маску.
Первооткрывателем новой формы диалога с известными людьми был эстонский тележурналист Урмас Отт. Он задавал вопросы о личной жизни, деньгах, нередко ставил собеседника в тупик. А собеседник всячески старался соответствовать запросам ведущего, подыгрывал ему, принимал тональность как бы искреннего разговора. Однажды гостем Отта был великий актер Евгений Евстигнеев. И случилась, как полагали многие, оглушительная неудача: Евстигнеев ничего особенного не сказал, разговор сложился монотонным, без взаимного притяжения. Евстигнееву было неинтересно участвовать в разговоре, никак не затронувшем токи его внутреннего бытия, а ведущему не хватило сил понять актера. А вот передача запомнилась на многие годы, ибо Евстигнеев был самим собой и не хотел прикидываться на экране кем-то другим.
Увы, откровение уходит из жизни. Да и не каждому дано его выразить. Человек делающий и человек говорящий – разные ипостаси существования, и, по-моему, жанр исповедальной беседы себя исчерпал.
На некоторых каналах это понимают. Уже приходилось писать об Амалии Гольданской (Мордвиновой), ведущей в глубокой ночи на третьем канале программу “Открытый проект”. Сама успешная актриса, она чутко чувствует успех других, радуясь открытиям коллег, которых и приглашает в студию после удачной премьеры или выхода нового диска. Это не интервью в духе допроса, а нормальная человеческая беседа, где не надо немедленно ответить, в чем смысл бытия, а надо просто рассказать, что ты сейчас делаешь и почему тебе это интересно. Тут же становится интересно и нам.
Открытием я считаю и программу Александра Гордона, названную им с претензиями или без них своим именем. Человек разносторонних интересов, умеющий меняться на телевидении, радио или в кино до неузнаваемости, уже несколько месяцев выпускает довольно эпатажную программу. Она получила недавно главный международный приз за дизайн студии, но надо сказать, этот дизайн поначалу очень отвлекал от сути разговора. Когда в клубах дыма ты видел затылки, ноги, контражурные профили собеседников, ты долго не мог разобраться, кто из них Гордон, а кто философ или физик. Но приучили и к картинке, и к сути разговора. Понимаю тех, кто не смотрит эту программу. Не втянувшись в разговор, ты почувствуешь себя абсолютным профаном. Ты им зачастую и останешься, даже внимательно слушая, потому что темы, выбираемые ведущим, не имеют ничего общего с тривиальным ликбезом. Это, что называется, узкие темы, и участвуют в них узкие специалисты. Между прочим, таковым себя называл и Лев Ландау. Суть передачи, на мой взгляд, не только в открытии таинственной завесы над вещами, порой нам совсем неведомыми, а в том, что мы знакомимся с удивительными людьми. Среди них академики, доктора и кандидаты наук, старшие и младшие научные сотрудники, просто специалисты. Имена многих из них мы никогда не слышали и, увы, далеко не все запомним. Не думаю, что рейтинг у программы высок. Но будет печально, если станут ориентироваться только на него. Пожалуй, ни на одном канале нет такой умной программы, как эта.
После вынужденного перерыва вернулась на шестой канал программа Бориса Бермана и Эльдара Жандарева “Без протокола”. Здесь тоже умеют разговорить собеседника, хотя иногда ему нелегко от прямых вопросов, на которые отвечать неприятно, но надо, коли ты уже пришел. Так было на днях с политтехнологом Глебом Павловским. А на прошлой неделе гостьей программы была Алла Демидова. Ни один из вопросов не поставил ее в тупик. Если цель программы – победить собеседника, то Демидова ушла непобежденной. Но не проиграли и ведущие, ибо драматургия насыщенного диалога сложилась и благодаря им. В конце замечательная актриса сказала, что больше всего ее угнетает негативная энергия, разлитая вокруг (в том числе и на телевидении, не удержалась она). Что правда, то правда! Но вот ведь и телевидение может противостоять этой энергии, когда у нее есть такие союзники, как Алла Демидова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru