Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N85

Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

В период со 2 сентября 1977 года по 15 августа 1996 года я работала в школе учителем начальных классов, с 16 августа 1996 года была принята на должность методиста районного методкабинета, но с 1 сентября 1996 года по настоящее время (судя по почтовому штемпелю, июнь 2001 года. – Ред.) работаю по совместительству на 0,5 ставки учителем начальных классов. Каков мой педстаж для пенсии за выслугу лет? Вычитается ли время отпуска, каникулы из этого педстажа?

Конечно, подобные вопросы решают в органах социальной защиты. Наши подсчеты не более чем просто совет. Как известно, педагог, который проработал (выполнил учебную нагрузку) весь учебный год, засчитывает один год и в педагогический стаж. Каникулы и отпуска не уменьшают этого стажа. За 1977–1996 гг. ваш педагогический стаж составил 19 лет. Работая далее на 0,5 ставки, вы могли до необходимых 25 лет набрать стаж еще за 12 лет (недоставало шесть лет стажа).

Имею десять часов (очевидно, учебной нагрузки в неделю? – Ред.), могут ли меня протарифицировать не по часовой оплате?
Как уже сказано, если выполнялась эта учебная нагрузка в течение всего учебного года, то за этот год стаж выработан на 50%, т.е. составил 0,5 года. Эти же полгода можно было бы выработать для стажа, если работать полностью по 20 учебных часов в неделю, но половину учебного года.

Школа-лицей, в которой я работала, была переименована в многоуровневый комплекс. Входит ли это время работы в педстаж за выслугу лет?
Поскольку образовательного учреждения с таким названием нет в соответствующем постановлении правительства, это время может и не войти в стаж. Я думаю, что трудовые коллективы, и особенно профсоюзы, должны быть осторожны, когда дают согласие на новые «красивые» названия.

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду, мой педагогический стаж 28 лет. С 1973 года по 1991 год действовало постановление от 17 декабря 1959 года № 1389, по которому музыкальные руководители выходили на пенсию по выслуге лет как воспитатели. С принятием постановления правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 в перечне должностей, имеющих право на льготную пенсию, появилась должность музыкальный руководитель. Однако эта пенсия назначалась только за время работы после ноября 1999 года. Сейчас, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79, вопрос решается по-новому. Могу ли я претендовать на пенсию за выслугу лет в данный момент?
Думается, что дело обстоит следующим образом. За весь период вашей работы у вас вырабатывался, накапливался стаж, дающий право на льготную пенсию. В отдельные годы основания для установления этой пенсии менялись: до ноября 1999 года вы получили это право, работая музыкальным руководителем-воспитателем, позднее – просто музыкальным руководителем. Поскольку закон обратной силы не имеет, наработанный стаж не отнимается и не погашается. Важно только, чтобы к моменту выхода на льготную пенсию он составлял 25 лет. За трудовой стаж человек может работать в разных должностях, и в отдельные периоды его работа давала право засчитывать этот стаж при установлении пенсии за выслугу лет. Если бы после ноября 1999 года должность называлась бы, например, «педагог дополнительного образования», а работали бы вы в детском саду, этот период, возможно, нельзя было бы включить в педстаж.
Не исключено, что право на льготную пенсию с учетом различных оснований и с указанием действовавших в разное время правил придется доказывать в суде, если вдруг его не будут признавать в органах социальной защиты или в Пенсионном фонде России.

Работаю в общеобразовательной школе, имею педстаж 24 года. Работала по своей специальности – учителем химии и биологии, но несколько последних лет я не вела часы химии. У меня 1-я категория и нагрузка 22 часа в неделю. Сейчас в нашей школе появилось несколько лишних часов химии (уволилась учительница). Я попросила выделить мне один или два класса для преподавания химии, но администрация отказала мне и отдала эти часы другому учителю, у которого нет специальности “учитель химии” и этот предмет она никогда не вела. По диплому она учитель биологии. Качество преподавания будет заведомо ниже, и страдают при этом в первую очередь дети. Что мне делать?
Если дела обстоят так, как вы пишете, то надо еще раз попытаться объяснить администрации вашу позицию. Но я думаю, что администрация тоже озабочена качеством преподавания и все же приняла такое решение. Возможно, они посчитали, что преподавание биологии в школе обеспечено при наличии двух специалистов, а вот учителей химии в ближайшей или отдаленной перспективе может и не хватить. Часто полезно попытаться понять логику действий оппонента – это простейший способ избежать конфликтов.

Сколько часов максимум может вести учитель, есть ли ограничения? Что делать, если директор школы ограничивает количество часов и говорит, что учитель может вести только 18–20 часов и не более?
Ограничений нет, но есть разумные пределы, которые не ухудшают качества преподавания и не переутомляют учителя. А 18 часов в неделю – это минимум, который учитель должен вырабатывать на одну ставку. Если учитель способен работать больше, он может преподавать и в другой школе, например в негосударственной, там и нагрузка бывает пониже, и ставка повыше; не идет только стаж за выслугу.

Я окончила педагогическое училище по специальности “воспитатель-логопед”. На работу меня взяли учителем-логопедом. Может ли у меня после двух лет работы автоматически повыситься разряд с 7-го на 8-й, как у учителя?
Следует отметить, что аттестация проводится не по специальности и диплому, а по должности: работник аттестуется на определенную должность. Но при этом при установлении разряда учитываются уровень и характер полученного образования: высшее, среднее специальное и т.п.

Обучалась на курсах повышения квалификации с выездом в районный центр. Администрация отказывает в оплате командировочных, ссылаясь на отсутствие статьи. Сообщите, пожалуйста, есть ли документы, на основании которых мне должны оплатить командировочные расходы?
Таким документом является действующий Трудовой кодекс (раздел VII. Гарантии и компенсации) и соответствующие статьи прежнего КЗоТ. Работодатель обязан компенсировать расходы работника, направленного им в командировку. Командировкой считается любое выполнение работы, включая прохождение обучения с целью повышения квалификации, выполняемое за пределами места постоянной работы или проживания.

Убедительно прошу ответить на данные вопросы, а ответ прислать по адресу, указанному на конверте.
Мы стараемся отвечать на вопросы, но ответы по домашним адресам посылать не будем. И мы уже писали, почему: наши ответы – всего лишь консультация. Они ни для кого не являются обязательными. Получив наш ответ, вы можете только быстрее узнать что-то, но не ускорите решение своих вопросов. Для подготовки собственных заявлений и претензий в адрес кого бы то ни было вам придется просмотреть те документы, которые мы упоминаем, и самостоятельно, используя наши консультации, найти нужные нормы.

Какова продолжительность рабочей недели методиста внешкольного образовательного учреждения, имеющего одну ставку методиста и 12 часов учебной нагрузки?
Речь, очевидно, идет об учреждении дополнительного образования. Согласно закону “Об образовании” педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочей недели – 36 часов. У методистов продолжительность рабочей недели – 40 часов. В это время им может быть разрешено проведение учебных занятий в сокращенном объеме. Выполнение учебной нагрузки не увеличивает продолжительности рабочей недели.

Какова продолжительность отпуска по должности методиста и при 12 часах учебной нагрузки педагога дополнительного образования?
Здесь какая-то работа основная, а какая-то выполняется по совместительству. Отпуск предоставляется той продолжительности, которая предусмотрена для основной работы. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 педагогам дополнительного образования, инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования (внешкольных) предоставляются отпуска продолжительностью 42 календарных дня. Дни отпуска по основной и совмещаемой работе не складываются, а оплата за отпуск определяется из суммарной средней зарплаты.

Наш интернат находится в 20 км от областного центра, и в нем обучаются около 100 учащихся со всей области. В связи с заболеванием учащегося на школу был наложен карантин. Работниками СЭС роспуск детей по домам на субботу и воскресенье на этот период был запрещен. Возникла производственная необходимость работать в субботу и воскресенье дополнительному количеству воспитателей. Воспитатели и учителя согласились работать без выходных; так же поступили технические работники и работники пищеблока. Однако бухгалтерия и экономисты областного департамента отказались оплачивать эту работу по двойному тарифу, говоря, что мы являемся организацией непрерывного цикла. Права ли бухгалтерия и имеет ли право администрация школы заставлять нас работать без выходных?
В нормальном режиме работы ваш интернат действительно является организацией непрерывного цикла. Но при этом в работе задействуется определенное количество работников согласно графику. При необходимости привлечения дополнительного количества работников их работу следует оплачивать из сверхсметных средств. Если этим работникам приходится работать без выходных, то при любой сменной работе продолжительность рабочей недели у учителей не должна превышать 36 часов. Если в итоге по окончании карантина получится, что в среднем эта норма превышена, за переработанные часы должно быть или предоставлено дополнительное время отдыха, или произведена двойная оплата – по согласованию сторон. Если по причине карантина в школе учителя не могут выполнять свою обычную работу, им должны выдать листки временной нетрудоспособности и оплачивать по этим листкам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru