Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР

Александр ТРАПЕР,
руководитель
детской общественной
организации “Форпост культуры”
Михаил ЭПШТЕЙН,
главный редактор журнала
“На стороне подростка”

Кто поселится на тимуровском чердаке?

Молодежные объединения вчера и сегодня

Снова и снова в прессе, среди политиков и педагогов звучит призыв создать детскую организацию, объединяющую всех (ну большинство) ребят-подростков.
Эти разговоры сопровождаются доводами: как замечательно было, когда действовала пионерская организация, какой массовый был охват детей, и не знали детской преступности… Любят добавить: проблем с подростковой наркоманией не было и СПИДа не было…
Так ли это? Попробуем разобраться.

Мифы о пионерии

Представлять, что, мол, была пионерская организация и поэтому не было проблем с наркоманией, преступностью, СПИДом – значит в лучшем случае заблуждаться. Понятно же: время было другое, государство закрытое, не железный – железобетонный занавес разделял культуры, у прессы не было возможности такого разгула, как сейчас. Вот мы и не имели упомянутых проблем, а если имели, о том не слышали.
Хотя можно сомневаться в правдивости называемых кем-то цифр: много дают денег на проекты, где упоминаются наркомания, СПИД, преступность. Получается, чем хуже ситуация – тем больше денег – тем лучше тем, кто их получает… Не возникает ли поэтому соблазн преувеличить тяжесть положения, сыграть на наших нервах? Горько, что работа с детьми и молодежью все чаще рассматривается только через призму названных проблем… По крайней мере если судить по количеству средств, вбивающихся в эти направления… Даже дельный проект получает средства лишь после того, как будет создана нужная словесная оболочка.
Но главный миф в том, что пионерская организация делала много полезных дел. Никаких полезных дел организация не делала! И не могла. Их делали конкретные люди. Все держалось на тех, кому интересно было работать с ребятами и кто умел это делать. Они вынужденно подстраивались под соответствующую идеологию, поскольку, с одной стороны, тогда находиться вне пространства идеологии было почти невозможно, а с другой – пионерская организация была одним из основных каналов финансирования работы с детьми. Внутри пионерско-комсомольской организации зародилось коммунарство – попытка перестать жить формально – и очень скоро «выломилось» из структуры.
Ведь что такое была пионерская жизнь? Она начиналась с приема в пионеры и заканчивалась приемом в комсомол. Для многих, очень многих этими двумя актами она и ограничивалась. Еще про пионерию вспоминали, когда учителям надо было поругать ребят. «Ты же пионер, как ты можешь… не приносить в школу дневник!» И все.
Да, иногда возникало дело, вокруг которого собирались дети и взрослые. Но махина всесоюзной пионерской организации здесь ни при чем. Благодарить надо было конкретного человека.
И только там, где складывались доверительные отношения между взрослыми и детьми, можно было говорить о настоящем воспитании… При чем здесь организация?
Бывало, вожатые, направленные на работу с пионерами, относились к своему назначению формально, просто весело проживали период между школой и вузом. А когда машина единой детской организации сломалась, пропали статусные и финансовые подпорки, стало понятно, кто есть кто и сколько на самом деле педагогов, работающих с детьми не ради галочек и званий, а по призванию. Потому как «временные» исчезли, а те, кто с детьми работал, в большинстве своем продолжают. А если деньгами им помогут и отстанут с бумажками и проверками, то они работать будут еще лучше. Тогда же, может быть, вернется к детям кто-то из тех, кто вынужден был уйти от безденежья и бесправия.
И никакое отсутствие идеологии (которая, мол, раньше у нас была, а теперь нет) здесь ни при чем.
Конкретные взрослые и конкретные подростки, доверяющие друг другу, их друзья, знакомые, единомышленники, объединенные общими ценностями и общим делом, – иными словами, детско-взрослое сообщество – вот что нужно подростку для нормального развития.
Только об этом и можно говорить, создавая какие-либо структуры для детей.
То, что делается ради упрощения механизмов управления или манипулирования массами, делается для взрослых.
Что же такое детское сообщество, детская организация и зачем они могут быть нужны детям?

Немного об особенностях подросткового возраста и о том, что из этого следует для взрослых

Романтика, приключения, риск. Для ребят в подростковом возрасте становится особо важной романтика путешествий и приключений, возможность риска. Они зачитываются книгами о странных событиях, дальних путешествиях, опасных приключениях, рыцарях, пиратах и бандитах, отважных сверстниках, совершающих подвиги, преодолевающих всевозможные сложности, посрамляющих зло и подлость, о тайных детских обществах, компаниях, имеющих свою, скрытую от сторонних людей жизнь.
Том Сойер, Гекльберри Финн, Пеппи Длинный Чулок, пятнадцатилетний капитан, Тимур и его команда, Капитан Сорви-голова, а теперь Гарри Поттер – вот герои ребят этого возраста. Такой же неспокойной жизни хотелось бы им самим.
Размеренность будней им скучна, противна и в некотором смысле противопоказана, так как именно в нестандартных ситуациях и воспитывается воля, чувство ответственности за товарища, доброта, человечность, умение прощать, умение постоять за себя, сдержать данное слово. Похоже, без испытаний эти качества не закаляются. И ребята, следуя требованиям природы, начинают искать приключения “на свою голову”. Часто самостийные приключения, испытания себя и окружающего мира в ответе на вопрос «что делать можно, а чего нельзя» приводят к печальным последствиям.
И вот парадокс: запрещать нельзя – все равно найдут лазейку, будет только хуже; и разрешать нельзя – есть множество реальных опасностей.
Выход – помогать ребятам в поиске приключений: ходить с ними в походы, ездить в дальние дали, совершать вместе маленькие безумства, открывать удивительные места и вещи…

Сообщество, клуб, активная жизнь «своими руками». Другая характерная черта подростков – стремление жить своим сообществом. Причем таким, где тебя принимают и в котором есть особые правила жизни.
Книги Крапивина, Гайдара, Франка, Баден-Пауэлла, Сетон-Томпсона и других – об этом, о неизбывном желании подростка быть своим в своей компании.
Детские отряды и республики, описанные в книгах Макаренко, Корчака, Сороки-Росинского, Кассиля, и есть один из вариантов организованного (и не очень) воплощения этой потребности ребят. Все они являются к тому же первой реальной школой демократии.
Для ребят очень важно самим организовывать свою жизнь, самостоятельно или наравне со взрослыми.
Что им интересно? Музыка и танцы, театр и компьютеры, Интернет и походы, возможность заработать первые деньги, сделать что-то полезное для окружающих людей и многое-многое другое. Но для того чтобы ребята могли попробовать все это, им нужно помочь, в том числе организовать необходимую образовательную среду, создание которой им пока не по силам.

От сообщества к организации

Различия между детско-взрослым сообществом и детской организацией хотя и размыты, но достаточно существенны для нашего обсуждения.
Когда у сообщества складывается стабильный круг участников, растет их число, возникают своя форма, ритуалы, правила, то можно говорить, что неформальное сообщество начинает перерастать в детское объединение, организацию.
Но основной, на наш взгляд, показатель перехода от неформального сообщества к детской организации – необходимость выйти за границы своих интересов, вести деятельность, полезную для других. В этом смысле пора реабилитировать распространенный когда-то термин “общественно полезная деятельность”. Это деятельность, полезная для окружающих, нашей общины, тех людей, что живут рядом…
Существует принципиальная разница между детской и взрослой организациями. В детской членство и участие менее формализованы. Живет она не так долго (редко более 10–15 лет), участники часто меняются. И это нормально, потому что ребята приходят в организацию скорее не ради реализации высших целей (как, скажем, приходят взрослые в политическую партию, общественное движение), а для поиска интересного, дружеского, доверительного общения. Пытаться строить детскую организацию по аналогии со взрослой, с использованием тех же механизмов и процедур – значит изначально разрушить педагогические эффекты в жизни детей и обречь себя на неудачу.

Территория свободы

Все детское время и пространство делятся на две большие части – в школе и вне ее. Вне школы – клубы, дома детского творчества. В последнее время к этому списку прибавились негосударственные некоммерческие организации. Все они работают с ребенком во время его досуга. Это время, которым ребенок распоряжается самостоятельно, именно здесь он может принять решение: участвовать – не участвовать, ходить – не ходить, заниматься – не заниматься.
Вряд ли в школе с традиционным укладом (классно-урочная система, продленный день, кружки и факультативы) может возникнуть сообщество, самостоятельно организующее свою жизнь. Вся суть, весь механизм управления жизнью школы направлены против этого. И создание детской организации по инициативе «сверху» не принесет верного педагогического эффекта, а будет лишь очередной формальностью, рычагом манипулирования детьми, как это бывало с пионерией в доперестроечные годы.
Редкие школы-исключения, где возникают и поддерживаются неформальные сообщества, где есть свои культивируемые ценности и символы коллективной жизни, лишь подтверждают правило. В таких школах в сообщества дети вступают добровольно, а не по обязанности.
Сейчас практически вся образовательно-педагогическая деятельность вне стен школы называется дополнительным образованием. Что является его основной единицей? Кружок, где ребята чему-то учатся. Опять учатся, а не живут. И сейчас система образования все сильнее и настойчивее начинает накладывать на внешкольную жизнь схемы жизни школьной – фиксированное количество учеников в учебной группе, финансирование по часам, образовательные программы и стандарты. Это катастрофа для досуговой самодеятельной жизни ребят и заинтересованных взрослых!

Этапы большого пути: кружок – клуб – отряд

В кружок ребенок приходит, чтобы самому чему-то научиться. В большинстве случаев кружок остается кружком: определенные знания и навыки получены, и хорошо, спасибо. Там, где взрослые ставят и другие цели кроме передачи знаний, возникает общение вне занятий, свой язык, свои условности и правила жизни, придуманные ребятами, – возникает клуб. А вот когда клуб начинает помогать другим, начинает через свою работу влиять на окружающую жизнь, уже можно говорить о появлении отряда, затем организации.
Подросткам для выращивания в себе самостоятельности и умения жить в своем сообществе нужен «тимуровский чердак», где будет не кем-то установленный, казенный порядок, а собственный, ими организованный. Естественно, он не всегда будет совпадать с представлением о порядке у взрослых (директора, сотрудников СЭС, пожарных), но зато это будет свой мир, защищенный, как и мир семьи.
Классно-урочные требования к организации жизни кружков и клубов в рамках “дополнительного образования” только мешают выращиванию сотрудничества, чувства причастности, самостоятельности в управлении своей жизнью и ведении общественно полезной деятельности. И если деятельность кружков поддерживается через финансирование дополнительного образования, то так же точно нужно поддерживать клубы, организации, выросшие из кружков. Нужна специальная государственная программа по поддержке подростковых сообществ.

Как им помогать

Вряд ли детское сообщество надолго останется активным без участия заинтересованного, сочувствующего, умелого взрослого. Таким взрослым важно помогать: финансово, обучением, контактами. Задача администратора – найти таких людей и поддерживать их.
Надо не создавать единую организацию с идеологией, правилами и атрибутами жизни, а поддерживать уже имеющиеся и новые инициативы. Нужно создавать сервисные центры, которые будут обслуживать такие детские сообщества. Не указывать, что делать, а обслуживать: финансировать ставки взрослым; помогать с поиском помещений; обеспечивать техникой и оборудованием; организовывать обучение педагогов. Такие сервисные центры должны финансироваться государством и предоставлять услуги ребятам и взрослым за минимальную плату. Их отношения с детскими сообществами могут строиться на договорной основе с условием оказания встречных услуг со стороны сообщества. Например, детское сообщество, получившее поддержку сервисного центра, обязуется оказывать муниципальным властям помощь в организации дворовой жизни детей микрорайона. Центр будет выступать в роли представителя государства, регулирующего деятельность детских клубов и организаций через систему заказов, конкурсов, договоров и взаимных обязательств.
В центр могли бы обращаться дети, которые сами создали свое сообщество и взрослые со своими идеями, школы, которым необходим опытный педагог и методическая помощь. Если центр направляет в школу педагога, который начинает там работать с внешкольным коллективом, то такой взрослый не должен входить в штат школы. Он остается независимым сотрудником центра и может отстаивать в школе интересы коллективной самодеятельной жизни детей.
Создание центров, о которых мы говорим, дает, с одной стороны, возможность поддерживать реальную общественную инициативу, не навязывая ей своих идеологических и организационных установок, а с другой – знать об этой инициативе и сотрудничать с людьми. Встанет вопрос: поддерживать всех, кто пришел, или кого-то выбирать. И если выбирать, то как. Над критериями такого отбора еще стоит думать. Центры должны быть открыты и толерантны к содержанию деятельности сообщества (конечно, при условии соблюдения законности). Для начала можем предложить: добровольность участия в жизни сообщества для ребят и взрослых; выраженная общественно полезная направленность; информационная открытость; желание и умение действовать в рамках договорных отношений.

Объединяться или нет?

Должны ли такие разные сообщества объединяться в более крупные организации? Не должны, но могут. В каких-то случаях это будет оправданно. Но процесс объединения должен быть сугубо добровольный и без спешки, с учетом личных симпатий лидеров и собственных интересов сообществ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru