Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТАРШАЯ ШКОЛА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

На полях дискуссии

Мы записали мнения авторитетных, известных в сфере образования людей в разное время и в разных местах, но посмотрите, какая удивительная получилась перекличка – как будто они собрались за одним круглым столом… но с очень острыми углами.

Владимир Филиппов,
министр образования РФ:

– Мы можем и должны уже в следующем году начать отработку профильной школы, для чего у нас есть все необходимые предпосылки. Во-первых, так или иначе школа уже созрела к переходу на профильное обучение, поскольку в течение последних лет она без указки сверху, отчасти интуитивно, исходя из реалий жизни, занималась дифференциацией, индивидуализацией в старших классах.
Во-вторых, профильное обучение на старшей ступени диктуется объективными данными о том, что только 50% выпускников осваивают в полном объеме содержание таких предметов, как физика, химия, биология.
Наконец, надо помнить, что среди всех европейских (и не только) государств Россия – единственная страна, которая до сих пор официально не перешла на профильное обучение. И сделав «тайное явным», мы сможем реально улучшить качество нашего образования в целом.

Инна Маевская,
директор московской гимназии №1576, кандидат философских наук:

– Сторонники профилизации часто ссылаются на общемировые тенденции в этой сфере. Но весь послевоенный период количество профильных учебных курсов на старшей ступени школ в разных странах постоянно сокращалось и одновременно росло число обязательных предметов. При этом все более отчетливо проявлялись влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это выражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников.

Маргарита Леонтьева,
главный редактор издательства «Просвещение»:

– Настоящее профильное обучение возможно лишь в том случае, если старшая школа будет отделена от основной. То есть будет размещаться в отдельном здании и даже получит статус юридического лица. В крупных городах, где много школ, это не так сложно сделать. Учитель, работающий в старшей профильной школе, осознает свою особую роль, и требования даже по отношению к самому себе у него будут иные. В «смешанной» школе волей-неволей учителю сложно перестроиться в течение дня с одного возраста на другой, и его методы работы с пятиклассниками и с одиннадцатиклассниками почти одинаковые. А методы и технологии работы в старшей школе должны быть принципиально иными.
От редакции. Кстати, в Самарской области в рамках проекта Мирового банка планируется реорганизация старших профильных классов в отдельные образовательные учреждения, оснащенные современными предметными кабинетами, компьютерными классами, аудио- и видеоцентрами, медиатеками. Планируется создать 50 таких ресурсных центров в разных районах области.

Татьяна Ковалева,
научный руководитель школы “Эврика-Развитие”, г. Томск:

– Главное – выдержать в педагогике личностный фокус. Поэтому технологий и форм обучения сегодня множество, но надо приспособить их для каждого конкретного ребенка.

Маргарита Корнева,
директор школы № 44, г. Сочи:

– Утратит или не утратит профильная школа общеобразовательные и общеразвивающие функции, зависит от формулировки целей и задач школьного образования. Если целью школьного образования является развитие ребенка (запрос общества), то нет. Если целью школьного образования станет узкопрофильная подготовка к поступлению в вуз (запрос родителей, прежде всего тех, кто не сможет обучать ребенка на коммерческом отделении), то, возможно, да. Профильное обучение – это предлагаемый новый инструментарий построения средней школы. А механизм реализации профильного обучения должен быть разработан таким образом, чтобы оптимально сочетать интересы общества, учащихся, родителей, учителей. Профильное обучение – это в определенной степени социальная защита выпускников средней школы из малообеспеченных семей. Эти слои сегодня составляют семьи технической интеллигенции, преподавателей, врачей, работников искусства и культуры.
Поэтому мы, как практики, оптимистично смотрим на переход в старшей школе к профильному обучению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru