Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Семинар длиною в учебный год

Можно ли, посадив учителя за парту, научить его новым методикам, особенно если они в корне отличаются от его предыдущего опыта? Сомневаюсь, очень сомневаюсь. Но недавно, узнав об одной американской программе переподготовки учителей для альтернативных школ, поняла, что так научить и, главное, научиться действительно можно.

Эта программа проводится только второй год, но ее участники в один голос отмечают, что идея такого обучения очень удачна. Появилась возможность проведения полной, длительностью в один учебный год, программы для обучения педагогов – интернов, которая включает в себя обучение опыту работы в школе и школьном сообществе. В программу включены три основных компонента:
– работа на занятиях;
– активное участие в жизни школьного сообщества;
– персональное развитие, образование интернов.

Школа

Обучающиеся по этой программе работают преподавателями школьных предметов (на полную ставку) при постоянной поддержке опытного учителя, давно преподающего в этой школе. Им предоставляется возможность работать с детьми разного возраста, увлекать их процессом познания, совместной деятельностью.
Содиректоры Нанси Ост и Крис Меркоглиано встречаются с интернами раз в неделю, обсуждают проведенную работу, отвечают на вопросы, планируют следующие действия (методы работы как преподавателей предметов) педагогов. Кроме того, интерны участвуют в еженедельном семинаре, где они обмениваются успехами и идеями, обсуждают книги, которые читают все вместе. Семинар проводит Сандра Винн, чье диссертационное исследование посвящено свободным школам.

Сообщество

Интерны принимают участие в регулярных встречах «школьного круга» (органа самооуправления, а точнее, соуправления школой). Такая работа ведется в школе 25 лет и сближает, объединяет все сообщество, так как во время таких общих встреч каждый может говорить о том, что его волнует, получить поддержку, если это необходимо. Интернов также приглашают участвовать в проектах школы, таких как «Журнал для жизни», «Школьная ферма», в различных политических и социальных акциях.

Личный рост

Знаменитый во всем мире автор и психотерапевт Майк Мурфи возглавляет учителей свободной школы, интернов и членов школьного сообщества в течение девяти месяцев тренинга, который базируется на идее о том, что, до тех пор пока мы не научимся заботиться о самих себе, мы не можем заботиться о других.
Расселяют интернов в специальном доме на территории школы, предоставив в пользование все удобства, Интернет. За более подробной информацией можно обращаться по телефону 8-10-1-518-434-3072.

Такое краткое описание проекта было пущено в интернет-сеть свободных школ. И сразу захотелось поехать, поучиться, точнее, поработать вместе с этими людьми. Только очень уж далеко, чужая страна, чужой язык. У нас есть немало мест, школ, на базе которых можно было бы организовать аналогичные стажировки, не менее интересные и эффективные. И дело даже не в деньгах (точнее, не в их отсутствии), а в нас самих, не умеющих или не желающих так учить и так учиться: уехать из дома, привыкнуть к новому коллективу. Однако, если организовывать такого рода стажировки для молодых учителей, думаю, многие с радостью прошли бы их. А вы как думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru