ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
“Единицей содержания
образования в области формирования способности
понимания текста является...” Не пугайтесь и не
торопитесь перелистывать страницу, чтобы
убедиться, не ошиблись ли вы газетой, «Первое
сентября» ли держите в руках. Я просто
процитировала начало своего отчета за последний
учебный год. Сначала долго и безуспешно пыталась
убедить научного руководителя-методолога в том,
что отчитываться на понятном для тебя языке
гораздо разумнее и эффективнее. Предлагала
прийти в класс, посмотреть и послушать, как
говорят дети, как работают с текстом, увлеченно
сочиняют рассказы. Увы. Отчитываться надо не на
понятном для тебя языке, а так, чтоб было понятно
проверяющему. (Хотя в глубине души я сомневаюсь,
что обязательные шесть – почему-то именно шесть
– страниц, исписанные о-очень крупным почерком,
хоть кто-то собирается читать. И мои хулиганские
выходки вроде “детей надо заставить работать
творчески” и “нижеперечисленное подтверждает
вышеизложенное” никто не оценит.) Чтобы
совладать с непосильной для меня терминологией,
попросила зама по науке медленно и отчетливо
перечислить ожидаемые от меня термины и пункты
отчета, объяснив попутно простыми человеческими
словами, что при этом имеется в виду. И записала
на диктофон, чтоб не перепутать.
Теперь каждый раз краснею при мысли о том, что под
этим бессмысленным железобетонным чудовищем
стоит моя подпись.
Однако не будь в жизни этой мрачной страницы,
вряд ли мне было бы так понятно отчаяние
учителей, работающих по программе “Золотой
ключик”, которые приехали в Москву на семинар со
всей России.
Программа, по-моему, очень симпатичная: с детьми
работают в единой логике с трех лет до школьного
выпускного вечера. То есть налицо модель
актуального нынче непрерывного образования.
Педагоги видят главную задачу в том, чтобы
создать как можно более естественные условия для
развития каждого ребенка, учитывая возрастные
особенности. Например, дети с трех до десяти лет
обучаются играя и в игре осваивают организацию
деятельности. Короче говоря, тут вам и
интегрированные уроки, и обучение личностно
ориентированное, здоровьесберегающее – все, к
чему нас так горячо призывают последние годы.
Недаром программа утверждена и рекомендована на
государственном уровне.
Вот только школы, работающие по ней, закрывают.
Что ж, на тех, кто, зажав в кулаке золотой ключик,
вприпрыжку бежит к заветной цели, всегда
найдется Карабас Барабас.
В этой печальной сказке его роль исполняют
чиновники от образования местного масштаба. А
школы они закрывают, потому что никак не могут
понять, в чем же результат работы.
Очень трудно, знаете ли, проверять учебное
заведение, состоящее из детского сада и школы,
которые подчиняются, как известно, разным
ведомствам. Школу, где дети играют, общаются и
радуются жизни в разновозрастной группе: в одной
компании оказываются и трех-, и шести-, и
десятилетние. Учителя же вместо того, чтобы
добропорядочно выставить оценки, посчитать
процент обученности и отчитаться как положено,
лепечут какую-то ерунду про то, что продвижение
каждого ребенка нужно отслеживать, сравнивая его
результат с его же начальным уровнем, а не с
абстрактными нормами. Что дети, перешедшие в
традиционные школы, учатся успешнее сверстников.
Что ребята с психоневрологическими диагнозами
перестают чувствовать себя ущербными... “Вы
попробуйте посмотреть на педагогическую работу
не только как на повод для отчета”,– взывают
педагоги с наивностью истинных буратино. Тщетно:
карабасам барабасам по душе тряпичные куклы на
ниточках.
Неужели “золотой ключик” обречен триста лет
лежать в тухлом пруду чиновничьих портфелей?
Чтоб не нарушать отчетности...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|