Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО “Единицей содержания образования в области формирования способности понимания текста является...” Не пугайтесь и не торопитесь перелистывать страницу, чтобы убедиться, не ошиблись ли вы газетой, «Первое сентября» ли держите в руках. Я просто процитировала начало своего отчета за последний учебный год. Сначала долго и безуспешно пыталась убедить научного руководителя-методолога в том, что отчитываться на понятном для тебя языке гораздо разумнее и эффективнее. Предлагала прийти в класс, посмотреть и послушать, как говорят дети, как работают с текстом, увлеченно сочиняют рассказы. Увы. Отчитываться надо не на понятном для тебя языке, а так, чтоб было понятно проверяющему. (Хотя в глубине души я сомневаюсь, что обязательные шесть – почему-то именно шесть – страниц, исписанные о-очень крупным почерком, хоть кто-то собирается читать. И мои хулиганские выходки вроде “детей надо заставить работать творчески” и “нижеперечисленное подтверждает вышеизложенное” никто не оценит.) Чтобы совладать с непосильной для меня терминологией, попросила зама по науке медленно и отчетливо перечислить ожидаемые от меня термины и пункты отчета, объяснив попутно простыми человеческими словами, что при этом имеется в виду. И записала на диктофон, чтоб не перепутать.
Теперь каждый раз краснею при мысли о том, что под этим бессмысленным железобетонным чудовищем стоит моя подпись.
Однако не будь в жизни этой мрачной страницы, вряд ли мне было бы так понятно отчаяние учителей, работающих по программе “Золотой ключик”, которые приехали в Москву на семинар со всей России.
Программа, по-моему, очень симпатичная: с детьми работают в единой логике с трех лет до школьного выпускного вечера. То есть налицо модель актуального нынче непрерывного образования. Педагоги видят главную задачу в том, чтобы создать как можно более естественные условия для развития каждого ребенка, учитывая возрастные особенности. Например, дети с трех до десяти лет обучаются играя и в игре осваивают организацию деятельности. Короче говоря, тут вам и интегрированные уроки, и обучение личностно ориентированное, здоровьесберегающее – все, к чему нас так горячо призывают последние годы. Недаром программа утверждена и рекомендована на государственном уровне.
Вот только школы, работающие по ней, закрывают. Что ж, на тех, кто, зажав в кулаке золотой ключик, вприпрыжку бежит к заветной цели, всегда найдется Карабас Барабас.
В этой печальной сказке его роль исполняют чиновники от образования местного масштаба. А школы они закрывают, потому что никак не могут понять, в чем же результат работы.
Очень трудно, знаете ли, проверять учебное заведение, состоящее из детского сада и школы, которые подчиняются, как известно, разным ведомствам. Школу, где дети играют, общаются и радуются жизни в разновозрастной группе: в одной компании оказываются и трех-, и шести-, и десятилетние. Учителя же вместо того, чтобы добропорядочно выставить оценки, посчитать процент обученности и отчитаться как положено, лепечут какую-то ерунду про то, что продвижение каждого ребенка нужно отслеживать, сравнивая его результат с его же начальным уровнем, а не с абстрактными нормами. Что дети, перешедшие в традиционные школы, учатся успешнее сверстников. Что ребята с психоневрологическими диагнозами перестают чувствовать себя ущербными... “Вы попробуйте посмотреть на педагогическую работу не только как на повод для отчета”,– взывают педагоги с наивностью истинных буратино. Тщетно: карабасам барабасам по душе тряпичные куклы на ниточках.
Неужели “золотой ключик” обречен триста лет лежать в тухлом пруду чиновничьих портфелей? Чтоб не нарушать отчетности...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru