Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РУБРИКА
ПОДРУБРИКА

Пока мы тут обмениваемся мнениями, взвешиваем все «за» и «против», многие родители успели получить задание на лето: приблизительно, на глазок, определить будущие размеры своего ребенка, а сумму, очень конкретную и немалую, оплатить уже сегодня.
– А вдруг мой ребенок за лето сильно вытянется? – сопротивлялись самые смелые.
– Да прибавьте по всем замерам по пять сантиметров, и все дела! – не сдавались директора школ.
И их можно понять: договора подписаны, лакомый заказ на школьную форму принят.
А тихий ропот родителей...
Кому он интересен?

Обязательная покупка всегда дорогая и некачественная

А значит, от введения школьной формы
в первую очередь пострадают малоимущие

Есть целый перечень крайне острых и болезненных проблем, о которых заранее известны две принципиальные вещи: во-первых, о них всегда спорят непримиримо и со страстью, а во-вторых, все доводы в этом споре, все “за” и “против” давным-давно уже высказаны. Открывает этот вечный список проблема смертной казни, а замыкает... проблема школьной формы.
Никаких новых аргументов – на сегодняшний день, во всяком случае – тут не предвидится. А значит, дело в том, как именно известные аргументы группируются, какие выдвигаются на первый план и считаются самыми убедительными.
В последнее время наиболее действенным доводом оказывается экономический. Скажу резче: зачастую моральные, религиозные, эстетические и прочие аргументы только камуфлируют экономическую подоплеку. Однако экономические аспекты введения школьной формы почему-то обсуждаются меньше остальных.
Почему? И выгодна ли школьная форма отечественной промышленности, экономит ли она семейные средства, кто вообще выигрывает от ее введения и, соответственно, настаивает на ее необходимости?
Думаю, можно смело признать: швейным предприятиям и в целом отечественной легкой промышленности введение школьной формы чрезвычайно выгодно и удобно. Вопрос в другом: сиюминутный это выигрыш или долговременный?
Если бы я была руководителем швейной фабрики, я бы просто мечтала о таком заказе, как военная или школьная форма. В самом деле, ведь произведенную продукцию всенепременно купят. Нет риска, нет конкуренции со стороны более дешевого или более качественного, а нередко и дешевого, и качественного импорта. Будет чем платить зарплату работникам. Возникнут новые рабочие места или по крайней мере не придется никого увольнять. Такие заказы обычно сопряжены со всяческими льготами. И так далее.
Что ж, это действительно очень серьезный аргумент, и мы как разумные граждане должны быть заинтересованы в поддержке отечественного швейного дела.
Тут есть свои закавыки. Заказ на военную форму – государственный. Государство берет на себя обязательство обмундировать армию, и это действительно необходимо, поскольку армия существует. Если государство призывает юношу, то и одевает его. За счет налогоплательщиков, конечно, но конкретной семье на военную форму тратиться не надо, причем солдатику на время службы форма заменяет все прочие виды одежды.
А школьную форму покупать придется родителям. При этом жизненной, сурово-практической необходимости в этой форме нет. То есть семья в обязательном порядке должна будет выкладывать деньги за то, в чем у нее нет естественной, настоятельной потребности. В сущности, это нечто вроде нового налога в пользу легкой промышленности на семью с детьми школьного возраста. Налог выплачивается ежегодно, потому что дети растут.
В общем, родителям учеников введение обязательной школьной формы в материальном смысле невыгодно. Для бедных семей не просто невыгодно, а болезненно. В самом деле, рассчитав средства, подкопив деньжат, малоимущие родители купят мальчишке и девчонке что-то недорогое, вполне приличное и универсальное вроде джинсов, рубашки, свитера, которые и в школу, и на работу, и на праздник сгодятся. Но теперь, увы, придется копить еще и на специальную школьную форму, которая применима исключительно только в классе и отнюдь не снимает проблемы, в чем выйти “и в пир, и в мир, и в добрые люди”.
Гарантированно можно утверждать, что форма будет дорогая и плохого качества. Почему дорогая? Потому что на все, что человек покупать обязан, низких цен не бывает. Почему плохого качества? По тому же самому: если человек обязан купить некую вещь, производителям совершенно незачем добиваться хорошего качества. В этом смысле школьная форма невыгодна в долговременной перспективе и самим швейным предприятиям, потому что разбаловывает их и позволяет работать кое-как: “Все равно купят, куда денутся”.
Ну а если какая-нибудь школа сделает отдельный заказ на изысканную форму для своих учеников, то цена ее окажется просто золотой. Модельерам, швейным комбинатам это будет замечательный подарок, родителям – сущее разорение.
Организаторы выгодного заказа официально или неофициально, но в обязательном порядке получают от исполнителей определенный процент. Поэтому не подлежит сомнению, что министерские чиновники, лоббирующие введение школьной формы, директора лицеев и гимназий, преподносящие швейникам индивидуальный заказ, материально заинтересованы в этом начинании.
Да, организаторы получат свой процент вполне по делу: они действительно оказывают исполнителям огромную услугу. Беда в том, что в данном случае они организуют совершенно ненужную и обременительную для рядовой семьи затею. Услугу они оказывают за наш, родительский, счет.
Не стану преувеличивать и плакаться, что ежегодная покупка формы для сына и дочери прямо-таки разорит нашу семью. Кстати, нужно ведь будет покупать не два костюма, а четыре – для холодного периода и для теплого. Неприятно, конечно, ведь у нас нет лишних денег, и, честное слово, ту сумму, которую придется выкладывать за форму, мы могли бы потратить с куда большей пользой для детей. Противно и то, что о реальных экономических рычагах предпочитают не упоминать, зато поднимают излишний шум о морально-эстетическом значении формы, тогда как на самом деле оно противоречиво, и тут мы ни до чего не доспоримся.
Кому-то строй одинаково одетых учеников кажется эстетически оправданным, а мне и моим детям категорически не нравится. И ведь мы не одни такие на белом свете, но нашими вкусами и предпочтениями пожертвуют. Разве можно выдумать одежку, которая абсолютно всем была бы к лицу? За что же страдать тем, кому форма не идет?
Часто приходится слышать: форма нужна, чтобы дети из более бедных семей не чувствовали себя дискомфортно рядом с разнаряженными богатыми детьми. Этот довод для меня тоже неприемлем. Во-первых, не надо делать мне одолжение и ради моих детей ущемлять богатых ребят: мы сами разберемся, от чего испытывать дискомфорт, а от чего не испытывать. Во-вторых, если уж на то пошло, дело ведь не только в платье: у богатых и пальто, и обувь, и аксессуары, и спортивные, и письменные принадлежности – все другое, дорогое. Тут никакая одинаковость не возможна, и кто захочет чувствовать себя ущемленным, тот найдет основание.
Сплошная унификация невозможна по тем же экономическим причинам: если родителей обяжут приобретать одинаковые вещи – следовательно, приобретать у какой-то определенной фирмы, – то конкуренты попросту начнут отстрел инициаторов столь интересного начинания. Так вот: лучше не надо. Ни формы, ни унификации, ни отстрела.

Ольга ШАПОВАЛОВА,
мать двоих школьников, не желающих носить форму

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru