УЧЕБНИКИ N55
Татьяна БЕШЕНЕНКО,
главный специалист отдела обеспечения учебной
литературой и анализа потребностей
Министерства образования РФ
От первого лица
Второй год
осуществляется поставка учебников по
эксперименту по совершенствованию структуры и
содержания образования. Поскольку эксперимент
ведется в начальной и старшей школе, то и
учебники поставляются для учащихся именно этих
ступеней среднего образования. В прошлом году –
для 1 и 10 классов, в этом соответственно для 2 и 11
классов. Перечень учебных изданий для этих
классов в 2002/03 году состоит из 128 названий.
Как известно, в эксперимент вступили 76 регионов и
все школы РАО, и в этом году по собственному
желанию отказался продолжать эксперимент
Таймырский автономный округ. Но количество
участвующих в эксперименте образовательных
учреждений сократилось не только поэтому. Это
произо-
шло потому, что не все образовательные
учреждения выполнили главное условие участия в
эксперименте – проведение стартового
мониторинга. В результате 158 учреждений, в
которых учатся 56 тысяч человек, вышли из него
автоматически. Таким образом, в этом году в
эксперименте участвуют, а значит, и получат новые
учебные книги 1734 учреждения, или 114 тысяч
второклассников и одиннадцатиклассников.
Некоторым регионам, которые высказали желание
вступить в эксперимент с этого года,
министерству пришлось отказать.
Известно, с какими сложностями осуществлялась
поставка экспериментальных учебников в прошлом
году. В большинство регионов они пришли в
ноябре–декабре, а в некоторые – и в марте. Почему
это произо-
шло и изменится ли что-то к лучшему в этом году?
К сожалению, при обсуждении организационных
просчетов эксперимента возмущаются обычно
плохой работой федерального центра, хотя очень
многое зависит в этом процессе от самих регионов.
При формировании заказов нередко региональные
органы управления образованием завышают заказы
на необходимую литературу, которые нам
приходится проверять и приводить в соответствие
с реальным количеством участников эксперимента
в каждом регионе! Почти во всех случаях из
региональных управлений образования поступает
не один заказ, а несколько. Таким образом
происходит постоянное уточнение цифр по разным
позициям заказываемой литературы, именно
поэтому сбор заказов в этом и в прошлом году
затянулся и грозил превратиться в бесконечный.
Часто регионы оказываются при составлении
заказов под давлением издателей, и это тоже
вносит определенную неразбериху. Кстати говоря,
в следующем году мы планируем отказаться от
сборов заказов по почте и факсу, а приглашать
региональных координаторов эксперимента в
Москву, чтобы лично оговаривать условия,
определять потребность региона. Я думаю, это
должно оптимизировать процесс сбора заказов.
В этом году, выделяя деньги на экспериментальные
школы, министерство предложило сделать выбор –
купить на них учебники, приобрести учебное
оборудование или поставить в классы компьютеры.
И больше половины регионов на все выделенные на
эксперимент деньги предпочли заказать учебники.
И это лучше всего демонстрирует, насколько
важным стало для регионов обеспечение учебного
процесса литературой.
Сегодня новые тиражи экспериментальных
учебников сформированы, причем самые большие
тиражи по эксперименту оказались у издательств
«Просвещение», «Вентана-Граф» и «Дрофа». Надо
сказать, что в этом году будет несколько изменена
сама схема поставки учебников. Прежде всего этой
сложной организационной проблемой будет
заниматься не издательство «Просвещение», как
это было в прошлом году. Министерство
образования возьмет на себя только финансовое
обеспечение, выделив издателям определенный
процент на доставку, а издатели сами будут
кооперироваться между собой, чтобы доставить
свои книги в экспериментальные регионы. Вполне
вероятно, что в некоторые регионы, где не развита
система наземного транспорта, учебники будут
отправлять на самолете. Во всяком случае, такая
просьба к нам поступила от коллег из Якутии.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|