Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Анастасия РОМАНОВА

Остров Свободы

“Все мы сошли с кораблей”, – кратко отвечал журналистам кубинский романист Алехо Карпентьер, прежде чем раствориться в карнавальной круговерти Гаваны и исчезнуть средь вспышек салютов и огней факиров под вечно юные сумасбродные ритмы “ча-ча-ча”.
Так и не отыскавшие золота испанские конквистадоры, французские переселенцы, бежавшие в свое время через Наветренный пролив от Туссена Лувертюра, канарские крестьяне, усердно взявшиеся за плантации табака, китайские кули, приплывшие на остров в XIX веке, юкатанские индейцы и африканские рабы, арабские и еврейские купцы, шведские, японские и американские общины, бандиты и рабовладельцы, чьим отпрыскам суждено было стать хозяевами, пожалуй, самой романтической в истории революции, – вот эта бешеная смесь кровей вынянчила прекрасную солнечную страну поэтов и аутсайдеров, партизан и отчаянных патриотов острова Свободы – острова бедных и счастливых. “Разве возможна жизнь на Кубе без улыбки!” – так по крайней мере восклицают кубинские послы в официальных хрониках. И сразу становится ясно, насколько непреодолима бездна между скучным официозом благополучных цивилизованных государств и художественной самоуверенностью лидеров революционной Кубы. Да и кто не заслушивался речами Фиделя Кастро, наезжавшего то и дело в Советский Союз? Что говорить, даже враги и неприятели с трудом спасаются от обаяния дерзкой паствы, впитавшей с молоком матерей левацкие идеи и твердую веру в победу социализма на всей земле – когда-нибудь, неизвестно когда, в далеком будущем, может быть...
Каждый раз, когда США ужесточают экономические и политические санкции против Кубы, по всему миру активно и с удовольствием раскупаются майки и флаги, музыкальные диски и книги, несущие символику, смысл и атрибутику неугасающего бунта кубинских изгоев и аутсайдеров, которые всегда держали себя со всем остальным миром как победители, ни в коем случае не желая никого завоевывать.
Пожалуй, основополагающее различие между коммунистической доктриной СССР и деятельной мечтательностью кубинских леваков заключается в том, что кубинцы, несмотря на грандиозность поставленной сверхзадачи, не желают мирового господства. Маленькой стране достаточно своей земли на берегу волнующегося океана. Особенно это чувствуется в неспешных и бесшабашных ритмах народной кубинской музыки: будто мягкие переливы и перестукивания ненавязчиво увлекают за собой туда, откуда трудно, очень трудно вернуться. Они говорят нам: “Снаряжайте корабли и плывите, плывите скорей! У нас здесь очень хорошо, места всем хватит! Пусть мы бедны, пусть у нас совсем не осталось союзников, пусть мы ничего не смыслим в ваших демократических нормах и свободах, пусть мы читаем, слушаем и внимаем миру так, как нас направляет наш чудесный лидер, мы счастливы – безоговорочно и бесповоротно. Здесь, где в щедром океане плещется рыба, воспетая Хемингуэем, где наступают ночи, отснятые на кинопленку Шнабелем, где черпали свое вдохновение не одно поколение поэтов, музыкантов и художников, вы бросите якорь и сойдете на нашу теплую и нежную землю босиком”.
И прежде чем слиться с пританцовывающим карнавальным шествием где-нибудь в Сантьяго-де-Куба, в ответ слишком уж докучливому и политкорректному иностранному журналисту невзначай повторите:  “Все мы сошли с кораблей с улыбкой на устах”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru