Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
ШАГ НАВСТРЕЧУ

Анастасия КИСЕЛЕВА,
специалист Центра лечебной педагогики

Законы доброй воли

В Щвейцарии существует “Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития”. Ее написали сами родители

Для успешной коррекционной работы с ребенком-инвалидом очень важна доброжелательная атмосфера в семье. Что же мешает нам создать психологический комфорт в доме? Как ни странно – стереотипы, которыми, как паутиной, опутана наша жизнь. Вот некоторые из них:
– Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды.
– Больной ребенок – это наказание за какие-то мои грехи, я сама виновата в том, что он болен.
– Если у меня ребенок-инвалид, моя жизнь кончена: я обязана все бросить, отказаться от личных планов и остаток жизни посвятить ему.
Подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий. Как бы требуют от них забыть все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда на ребенка даже начинают смотреть как на первоисточник всех бед: “Если бы он был здоровым, я могла бы жить иначе!”.
Чтобы помочь больному ребенку, надо прежде всего избавиться от стереотипов. Для этого:
1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
Итак, родители узнали, что их ребенок болен. Им тяжело – он не оправдает надежд. Но самое страшное начинается потом, когда родители не справляются с собой и стыдятся своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу, он неадекватно на все реагирует и странно себя ведет, сразу видно, что он не такой, как все. Объяснить посторонним, что с ним происходит, не представляется возможным. Родители даже себе не всегда могут объяснить странности в поведении ребенка. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители постоянно отмечают, что и когда он делает не так.
На каком-то этапе мы пытаемся просто дрессировать его: не делай этого, того, не делай так. Ежеминутное одергивание доводит нас до нервного срыва: “Сколько можно тебе показывать, объяснять, говорить?!”, “Когда это кончится, как долго это будет продолжаться?!”.
Это будет продолжаться долго. И надо просто смириться с этим. И ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.
2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными поступками и жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена.
В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите, или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Его вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим достижениям. Постепенно он все выучит и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Параллельно с раздражением возникает чувство вины: “Почему он такой? Почему это случилось именно с нами? Кто виноват?” Не надо углубляться в философию в поисках ответа. Не надо думать о семейном проклятии, о семейном грехе вплоть до седьмого колена и о прочих мистических вещах.
Подумайте лучше о том, что, собственно, даст вам знание того, кто виноват? Если бы ответ на этот вопрос излечивал наших детей! Так стоит ли забивать этим голову? У вас что, нет других проблем? Если нет – найдите. Решите раз и навсегда: я тут ни при чем, так сложилось.
4. Глядя на ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и в вашей любви к нему.
Раздражение родителей растет еще и потому, что им не хочется отказываться от собственных планов, от своей жизни. “Я молода и мой муж молод (если он есть, а если нет, то вы ведь хотите наладить личную жизнь?), “У меня (у нас) такие планы, возможности! И всем этим я (мы) должна пожертвовать?!”
Не должны. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о ребенке правду. Опыт показывает, что люди в большинстве своем гораздо терпимее, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Или найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего придется отказаться. Но выход можно найти в любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
В Швейцарии, например, родители детей с проблемами развития обсудили и написали специфическую конституцию. Называется она “Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития”. И самый главный ее раздел – “Родители имеют право”:
1. Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто не должен обвинять родителей в том, что их дети больны.
2. Понимать, что происходит с их ребенком. Знать, как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат от лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать.
3. Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять государственные службы и специалисты. Специалисты не должны говорить: “Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого дела нет”.
4. Получать помощь без необходимости извиняться за нее.
5. Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.
6. Сердиться. И на ребенка в том числе.
7. Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье: работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей.
8. Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.
9. Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать.
10. Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном враче.
11. Ожидать чуда.
Знаете, для реализации таких прав не нужны новые законы и указы президента, достаточно доброй воли и упорства самих родителей.
Попытки оказать профессиональную психологическую поддержку подобным семьям в России, создать доброжелательное или хотя бы терпимое общественное мнение пока терпят неудачу.
Общество продолжает относиться к больным детям с предубеждением. Потому что ничего о них не знает. А рассказать ему о своих детях могут только родители.
6. Рассказывайте о них, пусть все знают, что такие дети есть и что к ним нужен особый подход!
Общайтесь, и вы перестанете чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Налаживайте дружеские связи, и ваша жизнь приобретет новые оттенки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru