Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Алексей ЯКОВЛЕВ

Свободные территории

Как власти западных стран учились налаживать диалог с молодежью

Известно, что ресурсы всевозможных неформальных политических организаций и группировок по всему миру пополняет именно молодежь, от самых юных – 13–14 лет и заканчивая студентами последних курсов колледжей и университетов. Это и понятно: с раннего возраста человек начинает грезить о лучшем мире, и ему кажется, что многое можно изменить, если объединиться с единомышленниками...
Что следует делать государству с раскрашенной во все цвета радуги молодежью? Как направить неуемную энергию в благое русло? Имеет ли смысл их перекраивать, переделывать – или дать им возможность самим найти себя? Анархистов, экологистов, троцкистов, антиглобалистов, фашистов и многих других представителей неформального политического крыла на Западе знают не понаслышке. Знают также, что не все эти сообщества деструктивны и антисоциальны. Панки, рокеры, хиппи, яппи, рейверы и другие представители молодежных музыкальных субкультур вовсе не преступники, они просто не похожи на поколения своих родителей... В рамках различных программ за последние десятилетия в Европе и в Соединенных Штатах занимались исследованиями молодежных сообществ и научились-таки отличать фашистов от антифашистов, шумных хулиганов от поклонников той или иной экстатичной рок-группы.
Благодаря опыту студенческих революций 1968 года в Париже, молодежным протестам в США в 60-х на Западе довольно рано поняли, что запретительными методами, наложениями санкций, арестами, изгнанием из учебных заведений и штрафами молодежь не только нельзя укротить, но сверх того – спровоцировать на излишний радикализм, превратить шумных поклонников панк-соула, хард-рока в мстительных вандалов. Более того, власти научились идти молодежи навстречу, считаться с ее интересами. Но не все так гладко складывалось, как хотелось бы...

Копенгаген и «свободный город Христиания»

Перенесемся в начало семидесятых годов, в Копенгаген, когда несколько сотен юношей и девушек, школьников и студентов самовольно заняли бывшие солдатские казармы аккурат в центре города, в десяти минутах ходьбы от здания парламента. Школьники и студенты, беспризорники и романтики дерзнули провозгласить территорию, в «которой не действуют никакие законы». В «свободный район» съехалось множество неформалов, радикалов, маргиналов со всего мира, где все они находили приют и свободу действий. Правительство Копенгагена, понимая, что за неформалами проще наблюдать, когда они находятся на небольшой территории, а не разбросаны по всему городу, согласилось на проведение социального эксперимента и обещало не применять меры по выселению района Христиании до 1976 года. Однако общественность и парламент Копенгагена, считая район «самым большим злом в странах Северной Европы», не раз пытались вновь вернуть район под свой контроль. Для «свободного города» настали нелегкие времена, но его население выдерживало любые осады полиции, отбиваясь камнями и воспитывая сторожевых собак. Открытая война властей с неформалами продолжалась несколько лет. Хотя инициативы по приданию району официального статуса были предприняты «христианцами», просьба их была удовлетворена в городском суде, но чуть позже отменена надворным судом, предписавшим жителям срочно покинуть Христианию. Более 25 лет Христиания оставалась горячей политической точкой, но ни одна из городских структур не осмеливалась взять район под свой контроль.
На фоне политических баталий внутренняя жизнь христианской общины все больше уравновешивалась. Юные романтики взрослели, строили свои дома, выращивали цветы, растили уже собственных детей и решали свои проблемы общим собранием. Постепенно сложился и свод внутренних правил, которые до сих пор действуют эффективно и позволяют прекрасно жить: «Не устраивать драки, не покупать автомобили, не употреблять и не распространять тяжелые наркотики, не топтать цветы и не иметь оружия». Компенсацией за такое ограничение свободы стала возможность «пользоваться общим складом одежды (которую туда приносят добрые жители Датского королевства), настоящая баня (за счет общины), бесплатное жилье, медицинское обслуживание и возможность постоянно находиться среди счастливых людей». Вокруг казарм, которые остались в городской собственности, выросли аккуратные домики, кафе, рестораны, магазины, цветистые клумбы и «клубы свободной любви».
15 ноября 2001 года население Христиании торжественным маршем, танцами и песнями отметило 30-летие существования «свободного города». Официальный статус его до сих пор окончательно не определен, однако власти Копенгагена более не претендуют на контроль над этой территорией и сами оплачивают коммунальные услуги.
Сегодня Христиания является одним из самых популярных районов города, куда ежегодно съезжаются тысячи туристов, жизнь этой «административной единицы» изучается специалистами по всему миру, а сами жители встречают любого приезжего и всегда готовы оказать ему помощь.

Социальные эксперименты в Германии и движение сквотеров

Радикальное анархическое движение молодежи в Германии присутствует весьма активно, различные группы и объединения постоянно проводят шумные акции и погромы «капиталистического имущества». Практически во всех германских городах молодые люди периодически выходят на улицы с лозунгами «за жизнь без правительства и без денег», разгонять их часто удается лишь полицейскими мерами. Однако правительство одного из небольших городов Германии, неподалеку от Западного Берлина, решило пойти молодежи навстречу и выступило с инициативой провести трехлетний социальный эксперимент, который закончился сравнительно недавно. Так, жители города договорились в течение указанного срока не использовать никаких денег, хождение любой валюты строго запретили. Заменой деньгам послужили натуральные продукты и фантики от конфет. На три года город стал центральной базой для проверки анархических идей, все вопросы решались созывом всего городского населения, а торговля превратилась в натуральный обмен, что не мешало осуществлять ее с соседствующими городами. Итогом этого эксперимента стал рост уровня жизни населения почти на 30%, увеличение объема торговли с соседними городами на 14% и существенное снижение радикальной активности анархистских организаций, которые теперь обсуждают с правительством возможность продолжения эксперимента.
К концу 70-х годов в Берлине вследствие экономического спада в 1974 году и проведения жилищной реформы без крова остались более 50 тыс. жителей, которые не могли позволить купить себе квартиру в многочисленных новостройках, предназначенных для более состоятельных граждан. Одновременно пустовало 17 тыс. домов, многие из которых были предназначены под снос, и
40 тыс. квартир готовились к капитальному ремонту. В районе Кройцберг, неподалеку от Берлинской стены, где процветала молодежная контркультура и жили множество выходцев из Турции, начало формироваться сквотерское движение, которое под лозунгом «Лучше захватывать для реставрации, чем владеть, разрушая» и стало заселять пустующие квартиры и дома. Сквотеры стали самостоятельно реставрировать дома, доводить их до того состояния, при котором можно жить.
С декабря 1980 года берлинская полиция начала массированные атаки на сквоты. Действия властей вызвали массу протестов со стороны СМИ и общества, а сквотерская борьба приобрела общенациональный характер. Советами сквотеров стали создаваться системы коммуникаций для вызова подмоги в случае нападения полиции, разрабатывались стратегии обороны сквотов, схемы установки баррикад. Вокруг сквота «KuKuCK» в трехэтажном здании в Западном Берлине, который включал в себя магазин, кафе, площадки для театральных и музыкальных репетиций, был вырыт ров, где специально для полиции стали содержать самых настоящих аллигаторов. Сквотеры из Фрейбурга объявили 13 декабря общенациональным днем солидарности против действий полиции. В «Черную пятницу», как потом назвали этот день, на улицы практически всех городов вышли в общей сложности около 50 тысяч радикально настроенных молодых людей, повсеместно вступавших в уличные бои с полицией и громящих все, что попадалось на пути.
После «Черной пятницы» количество занятых сквотерами домов подскочило с 35 до 160 в Западном Берлине и с 86 до 370 по всей ФРГ. На каждую атаку полиции на сквот молодые люди отвечали митингами и погромами. СМИ заговорили о жилищном кризисе страны, администрации городов были потрясены скандалами, перед политиками встал вопрос о необходимости принятия эффективных мер.
Первым шагом правительства стало предложение администрации Берлина, которая вынесла проект, разрешающий сквотерам оставаться в захваченных помещениях в случае уплаты ими минимальной ренты.
К концу 1981 года власти крупных городов – Берлина, Гамбурга, Франкфурта – стали легализовывать сквоты, финансировать реставрацию помещений, снижать ренту за коммунальные услуги до минимума. Это стало существенным фактором деполитизации сквотерского движения, от которого откололись самые «непримиримые», ушедшие в подполье.
Согласно статистике спустя год после легализации сквотов их число в Берлине снизилось с 162 до 123. Причем лишь 25 из них оставались активными, остальные же либо выпали из борьбы, либо сели за стол переговоров с властями.
На сегодняшний день движение сквотеров распространилось по всей Западной Европе и играет важнейшую социальную роль. В крупных городах Евросоюза сквотерам выделили помещения, куда стремится молодежь со всех сторон света. Эти “штабы”, оборудованные под художественные мастерские, музыкальные студии, дискуссионные клубы, дешевые студенческие гостиницы, помогают молодым ребятам найти друзей, человеческое призвание, почувствовать себя востребованными и нужными обществу.

Пойти навстречу молодежи, помочь ей в культурном и политическом самоопределении – вот современнейшие методы работы с юными неформальными сообществами в западных странах. Молодежь – это самая требовательная и самая недоверчивая часть населения, но диалог с ней возможен и плодотворен. Сегодня в Германии созданы молодежные антифашистские клубы, где могут собираться юные анархисты и экологисты, в США из особо активной молодежи формируют добровольные народные дружины, в Голландии – молодежные экологические общества. В современном цивилизованном мире на фоне угрозы терроризма, в том числе политического экстремизма, представляется особо важным содействие и политическое просвещение молодежи. При этом вовсе не обязательно навязывать общепринятые нравственные нормы и законы морали. Достаточно выслушать, какие лозунги выкрикивают эти смешные разукрашенные панки, анархисты, антиглобалисты, и понять, о чем в действительности мечтают современные школьники и студенты: вдруг их уста глаголят истину...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru