Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
РАДИОТОЧКА

Римма КРЕЧЕТОВА

В эфире – литературная лихорадка

Хороших текстов становится больше,
хороших прочтений – меньше

Еще года два назад литературные чтения на Радио России были редкостью. И материал таких передач доставался, как правило, из архивов. Прекрасные актеры минувших десятилетий читали замечательные стихи или прозу. Это радовало, но хотелось, чтобы зазвучали в эфире и голоса тех, кто популярен сегодня. И чтобы не одни лишь литературные шедевры, выдержавшие проверку временем, но и наиболее обсуждаемые критиками произведения самых современных писателей попадали в поле зрения слушателей.
Однако чтобы такие мечтания превратились в реальность, необходимо было какое-то (и как казалось – совсем не малое) время. Ведь последовательное, а не от случая к случаю возобновление литературных программ на основе нынешних текстов требовало не только организационных и финансовых решений, но и переосмысления самого характера художественного вещания, изменения профессионального мышления.
Но в современном мире медленное совершается мгновенно. Времени прошло совсем мало, а программы Радио России уже перенасыщены самыми разными литературными, литературно-драматическими передачами. Первые осторожные (и удавшиеся) попытки с именами, которые у всех на слуху (Маринина, Акунин, Пелевин), очень быстро нашли продолжение. Тексты начали выбираться все смелее, свободнее. Они были то самыми новыми, как «Кысь» Толстой или «Родичи» Липскерова, то как угодно удаленными по времени, вплоть до «Преступления и наказания» Достоевского. Ко Дню Победы читали военную прозу, вспомнили «Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы и многое другое (жаль, что акция носила откровенно «датский» характер: в этих передачах возник такой несегодняшний мир, одновременно трагический и нравственно светлый).
Разнообразнее стали и выбираемые для чтения литературные жанры. Уже не только художественная проза или поэзия, но и художественно-мемуарные тексты, как «Петербургские зимы» Г.Иванова, или даже чисто документальные, как записки офицера царской армии, занимавшегося в девятнадцатом веке разведывательной деятельностью на Кавказе.
Все богаче становится рубрика «Настоящая поэзия». Слушатель каждый день слышит действительно прекрасные стихи, которые несут ему не только художественное наслаждение, но и постепенно как бы «разминают» его внутренний мир, учат вглядываться в окружающее, в себя.
Вот и еще приятная новость: от долгого, надоевшего за год цитирования все время повторяющихся, будто забуксовала пластинка, афоризмов Козьмы Пруткова радио наконец-то отказалось. Теперь мы слышим все новые и новые сентенции самых разных мыслителей и художников от античности до наших времен. Вот вам Аристотель, вот Конфуций, а вот… и так далее.
Это замечательно. Нелишне ведь напомнить: и до нас жили чрезвычайно умные люди, судившие обо всем, в том числе и о том, что мы считаем порождением только нынешнего времени, не в пример нам основательно. Вроде бы развлекая, радио открывает своим слушателям запасники тысячелетиями накапливавшейся (и сохранившей до сих пор свою актуальность) человеческой мудрости. А еще благодаря этим кратким сентенциям создается многозначащий контраст между расплывчатостью и многословием сегодняшних речей, между непоставленностью мышления наших нынешних как бы «властителей дум» и – безупречной краткостью, поражающей глубиной и точностью цитируемых фраз.
Как будто бы все хорошо? Литература на Российском радио вышла из тени, в которой находилась так долго. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Удовлетворившись количеством предлагаемых передач, невольно начинаешь задумываться об их качестве. Начинают бросаться в глаза мелкие недодуманности. Пустяки, конечно, но от них порой зависит так много. Вот взять ту же «настоящую поэзию». Иногда попадаешь не на ее начало, когда называется имя автора, а в середину. Текст вас поражает, хочется найти его в книге. Но чей он – вы уже не узнаете. Разве что позвоните в редакцию. Но ведь скрытая педагогическая цель рубрики, наверное, все-таки в том, чтобы приобщить слушателей к самостоятельному чтению поэзии. Так неужели трудно повторить имя поэта еще и в конце?
Повторяю, это мелочь. Хотя таких мелочей не так уж и мало. Они говорят об отсутствии фундаментальной продуманности, что, к сожалению, свойственно нам сегодня почти во всех областях нашей деятельности.
Но есть разочарование, связанное с литературным бумом на радио, и более серьезное. Хватаясь за все, расширяя литературный плацдарм, радио делает удивительно мало в области поиска форм подачи выбранного материала. Прозвучавший года два назад радиофильм Марлена Хуциева о Пушкине – скорее исключение, чем правило. На многих передачах (и, увы, все чаще) лежит отпечаток спешки. Неудивительно: большинство из них – сериалы, состоящие из не одного десятка серий. Отсюда и спешка, и примитивность художественного решения. Прочесть по лицам, снабдив не слишком щедрым и очень стандартным звуковым рядом (в разных детективных сериалах даже у квартирных звонков один и тот же «голос»), или отдать на откуп одному исполнителю – вот практически и все радиоизыски. Конечно, не надо становиться с ног на голову. И этих простейших классических форм было бы вполне достаточно, если бы режиссеры и исполнители с большим вниманием подходили к индивидуальным особенностям текстов, а не сбивались бы (особенно в детективах) на одну специфическую «радиоинтонацию». Может быть, тогда возникали бы заметные актерские работы, которые запоминались бы так же надолго, как былые работы замечательных наших мастеров.
Но, к сожалению, тщательность подготовки первых литературных радиоработ слишком быстро сменилась поспешным, но при этом ремесленно-самоуверенным чтением практически с листа. Исчезло ощущение специального художественного (и шире – общекультурного) умысла. Если идти и дальше по такому пути, то все превратится в стихийный литературный Клондайк. Искусство, как это теперь слишком часто случается, будет поставлено на чисто деловой равнодушный конвейер.
Может быть, пора уже (пока не поздно) не радиослушателям, а самим себе напомнить один довольно известный афоризм: «Лучше меньше, да лучше»?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru