Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Сергей КУДРЯВЦЕВ

На краю бессонницы

На нашем телевидении показали сравнительно недавний, 1997 года, мистический фильм «Адвокат дьявола», где выдающийся американский актер Аль Пачино сыграл... самого Сатану. А в это время на экраны США вышел новый триллер – «Бессонница», где тот же актер сыграл роль опытного полицейского.

Любопытно, что Аль Пачино, славы которому, безусловно, не занимать, с подлинным восторгом рассказывал после съемок в «Бессоннице», что ему наконец-то удалось поработать вместе с другим известным актером – Робином Уильямсом, преимущественно комиком. «Он – мой идол. Мне просто нравилось находиться около него. И после съемок мне хотелось общаться с ним лично, что мы и делали. Он очень светлый человек, внимательный ко всему окружающему».
Согласитесь, что крайне редко услышишь подобные слова в актерской среде, где чаще острое соперничество. Тем более удивительно, что Аль Пачино, снимающийся в кино свыше тридцати лет, объясняется в любви к более молодому коллеге, говоря о нем как о большом мастере и замечательном человеке. Пожалуй, подобное отсутствие заносчивости и уважение к таланту другого заложены в Аль Пачино той актерской школой, которую он прошел в 60-е годы.
Он из семьи каменщика-сицилийца, который оставил двухлетнего Альфредо на попечении матери и дедушки с бабушкой. Так что выросшему в Южном Бронксе (не очень-то удачный район Нью-Йорка!) парню пришлось на себе испытать все прелести малообеспеченной жизни. В 17 лет он бросил школу: был посыльным, швейцаром, портье, вахтером и копил деньги, чтобы поступить на курсы Херберта Бергхофа, где, между прочим, одним из преподавателей оказался замечательный английский актер Чарльз Лотон. И даже начал играть маленькие роли в театрах на офф-офф-Бродвее, то есть весьма далеко от главной сцены Америки. В 1966 году поступил в знаменитую Актерскую студию Ли Страсберга, явного приверженца системы Константина Станиславского, чтобы через два года вернуться в театр с триумфом, получив премию «Оуби» за роль пьяницы-психопата в спектакле «Индеец хочет в Бронкс», а в 1969 году – самый престижный театральный приз «Тони» за сыгранного им наркомана уже в бродвейской постановке «Носит ли тигр галстук?».
Вот и по ранним работам Аль Пачино в кино можно было подумать, что ему суждено постоянно изображать своеобразных блудных сыновей Америки. Делал он это великолепно, с настоящим проникновением в образы, даже с погружением в бездну отчаяния, переживаемого отверженными героями. Да и позже этот актер довольно рискованно выступал на экране в качестве балансирующих на краю пропасти персонажей, пусть и по эту сторону закона, – полицейских, тоже готовых пасть на самое дно беспредельного человеческого существования («Поиск партнера», «Море любви»).
Если разобраться, его ставшая почти классической роль наследника мафиозной империи Майкла Корлеоне в трех частях «Крестного отца» или образ слепого офицера в отставке, одержимого тем, чтобы испытать напоследок абсолютную жажду жизни («Запах женщины» принес исполнителю заветный «Оскар» с восьмой попытки!), – это же трагические герои, в которых надлом личной судьбы и постигшее их экзистенциальное одиночество связаны как раз с двойственностью человеческой природы. Вроде бы ставшая уже банальной борьба добра со злом, светлой и темной сторон личности, сознания и подсознания приобретает в интерпретации такого большого актера, как Аль Пачино, практически зримое воплощение, а главное – делается живой и неподдельно прочувствованной. Поэтому не так нам и важно, кого он играет на сей раз – преступника или стража порядка.
Его «тянет» к трагедийности (не случайно первая режиссерская работа Аль Пачино, обобщающая его сценический опыт, называется «В поисках Ричарда III»). А вот те шекспировские аллюзии, лишь подразумевающиеся в фильме «Крестный отец, часть III», исполнителя явно не удовлетворили, и недавно он вдруг обрушился с резкой критикой на ленту, в которой снимался свыше десяти лет назад.
Казалось бы, пора 62-летнему Аль Пачино почивать на лаврах. Однако истинный творец никогда не может успокоиться, вечно недоволен сделанным и считает себя в малой степени реализованным. И опять впадает в своего рода «художественную бессонницу», нетерпеливо ожидая прихода хотя бы рассвета. Чего ему и пожелаем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru