Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ

Сергей КАМЕНСКИЙ

Почему они уходят?

Последние исследования социологов разрушают привычный портрет маленького бродяги

Московский городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних “Дети улиц” в начале 2002 года заказал Научно-исследовательскому институту МВД Российской Федерации комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста подростковой беспризорности, а также степени поражения наркоманией и токсикоманией малолетних бродяг, их роли в распространении наркотиков в детском социуме Москвы.
Похожее исследование, проведенное в 1999 году, позволило специалистам выяснить, что ежегодно образуемая в Москве масса несовершеннолетних беспризорных составляла около 28 тысяч. Тогда было установлено: москвичей среди малолетних беспризорных не больше 2 тысяч. Новое исследование выявило тревожную тенденцию: общее число беспризорных в Москве увеличилось, и теперь их уже 33 тысячи. Существенно изменилось и соотношение москвичей и иногородних. Сегодня московских подростков-бродяг уже 21% против 7% в 1999 году.
Особенно тревожный факт – девочек все больше. В 1997 году их было около четверти, в начале 1999 года – 29%. Нынешнее исследование разрушило последние иллюзии: количество девочек среди беспризорников приблизилось к трети – 32,6%. А в массе иногородних беспризорных, обосновавшихся в Москве, девочки и вовсе преобладают.
Почему рост девичьего беспризорничества особенно опасен? Татьяна Поликарпова, автор исследований о социальном сиротстве, напомнила восточную мудрость: “Кто воспитал мужчину – воспитал личность, кто воспитал женщину – воспитал нацию”. Изменив в этой сентенции знаки с плюса на минус, поймем, что происходит сейчас: отчуждение девочек от семьи, от социума разрушает нацию. Что такое девочка-бродяжка, девочка без защиты – ясно всем. Она – объект насилия, надругательства. Ей вряд ли удастся стать матерью семейства и достойно воспитать новое поколение.
Мальчики начинают бродяжничать лет с 11, хотя беспризорникам мужского пола в основном 13–17 лет. Нижний порог женской беспризорности – 13 лет, но 75% девочек-бродяг – 15–17-летние.
Откуда приезжают в Москву беспризорные дети? Исследование выявило такие факты: около 15% детей поставляет Украина, 10% – Московская область, 26,5% – прочие субъекты Российской Федерации, около 7% детей добираются из республик Средней Азии и 6,5% из Молдовы. При этом из Московской области прибывает больше мальчиков, а из Молдовы, Украины и Средней Азии – девочек.
Исследование еще раз подтвердило предыдущие результаты: у большинства детей-бродяг есть родители. 7% опрошенных жили в полной семье, 39% – с одним из родителей, еще 15% – с одним из родителей и отчимом или мачехой, 8% – с опекунами.
Какие же причины побуждают подростков покинуть родной дом, решиться на полную лишений и опасностей жизнь бродяги?
Первое место заняла неблагополучная обстановка в семье.
40% опрошенных детей убежали из семей, где ежедневные ссоры родителей доходили до драк с вызовом милиции. У 34% – родители злоупотребляли алкоголем, а у 20% – были хроническими алкоголиками. 6% беспризорных ребят признались, что в их семьях есть психические больные, а 14% – что больные венерические. 19% заявили, что есть в семье судимые за различные преступления, из которых более трети связаны с кражами или распространением наркотиков. Лишь 16% подростков пожаловались, что их били родители.
12% маленьких бродяг вообще ничего плохого о своей семье припомнить не смогли и охарактеризовали домашнюю обстановку как совершенно нормальную. И все-таки убежали из дому. Почему?
Во многих случаях, как ни странно, установка на бродяжничество, на уход формировалась у детей под воздействием примера родителей: около четверти ребят рассказали, что в их семье уход из дому был типичным поведением в конфликтной ситуации. Когда между старшими возникали трения, кто-нибудь из них, чаще отец, просто хлопал дверью и возвращался спустя несколько дней или недель. Уход воспринимался детьми как действенный способ преодоления жизненных трудностей.
Исследователи обратили внимание, что почти половина маленьких бродяг объясняют свой уход желанием облегчить тяжелое материальное положение семьи: убегая, они надеялись, что смогут заработать много денег, вернуться домой и жить безбедно. Большинство ребят из глубинки представляли себе московскую жизнь в сказочном духе: “молочные реки с кисельными берегами”. Потому-то и болезненно разочаровывает их столица: столкновение с суровой правдой мало кто выдерживает.
Неблагополучие ребенка в семье усиливала и подталкивала к побегу ситуация в школе. 13% девочек и почти столько же мальчиков назвали школьные неудачи основной причиной ухода из дому – ведь школьные беды провоцировали постоянные конфликты с родителями. Почти все они твердили, что не любили школу, что посещение уроков было для них неприятной и тягостной обязанностью. 40% опрошенных признались, что, прежде чем стать бродягами, были злостными прогульщиками, но ни родители, ни школа не предпринимали каких-либо попыток отвлечь их от улицы.
Типичная уличная дворовая среда, в которой оказывается безнадзорный прогульщик, какова она? Оказалось, что среди уличных друзей у беспризорников в то время, пока они еще не были бродягами, 79% постоянно курили, 50% употребляли медикаментозные или технические одурманивающие препараты, почти 12% кололись (употребляли наркотики, используя шприцы). Именно в этот “подготовительный” период половина будущих бродяг и пристрастились к наркотикам.
Безнадзорные дети, тусовавшиеся в уличных компаниях, часто попадали в поле зрения милиции, поэтому 70% мальчиков-бродяг и 31% девочек ранее состояли на учете в милиции.
По мнению авторов исследования, обобщенный портрет московского беспризорного – это мальчик (или девочка) 13–17 лет, чаще иногородний, вчерашний школьник, постоянно курящий и выпивающий, в той или иной мере приобщившийся к наркотикам. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы.
Криминальный способ добывания средств к существованию во все времена был и остается одним из основных среди бродяг, хотя работать им приходится тоже, занимаясь тяжелым, вредным, бесперспективным трудом. Около 5% бродяжек крадут на улице – это карманные воры, воры “на доверии”. Действуют они обычно в компании со взрослыми наставниками. 5,5% – специализируются на воровстве имущества, 7,3% – выслеживают и обворовывают нетрезвых прохожих. Почти 15% – регулярно занимаются попрошайничеством. Сбор и реализация стеклопосуды привлекает около 14%.
Работающие бродяги убирают мусор на рынках, переносят тяжести, моют автомобили, промышляют на помойках, в мусорных баках, на загородных городских свалках. Летом собирают грибы и ягоды, а потом продают их на рынках.
Даже те ребята, которые стараются не нарушать закон, вынуждены проходить курс организованной преступности, потому что часть заработанного они обязаны отдавать более сильным “бригадирам”, на практике усваивая такие понятия, как “общак”, подчинение “авторитету”, “дань”.
Как подростки решают проблему ночлега? Более 15% бродяг используют метрополитен и его коммуникации. На автобусных и железнодорожных вокзалах ночуют около 12% подростков. Еще 11% – находят приют на ночь в притонах и ночлежках. В заброшенные строения забираются 9%. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс привлекают бродяг зимой, летом им достаточно городских парков и скверов.
Масса малолетних беспризорных в течение года непостоянна: она уменьшается с наступлением холодов, вырастает до максимума в летние месяцы. Около 13% опрошенных детей сбежали из дому весной, 56% – ушли в начале лета, осенних беглецов только 3,6%, а зимних – 0,9%.
Исследователи пришли к нескольким чрезвычайно важным выводам: 73% бродяг не порывают окончательно своих связей с семьями. Около 35% из них продолжают поддерживать контакты с прежними товарищами по месту проживания или учебы. Беспризорных, полностью порвавших всякие связи со своими семьями и товарищами, всего 18%.

* * *
Внимание! Центр “Дети улиц” бесплатно и анонимно консультирует по вопросам:

  • профилактики наркомании –
    тел. (095) 201-76-91;

  • защиты прав несовершеннолетних –
    тел. (095) 201-51-20;

  • организации досуга подростков –
    тел. (095) 201-49-36
    каждый день с 11.00 до 17.00
    (кроме субботы, воскресенья).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru