Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Н.А.КОСТИНИКОВ,
заслуженный учитель РФ,
директор МОУ «Гимназия № 8»
г. Сочи

Как приглядеться к собственным урокам?

Утверждение, что в традиционной массовой школе ничего нового найти нельзя, на мой взгляд, ошибочно. Оно основано на том, что за последние годы в стране возникло и расширяется инновационное движение, оттеснив традиционные школы на второй план. Чтобы найти там нечто новое, необходим глубокий анализ.
В стране изменился общественный строй, изменились учебный план и программы. У детей иные ориентиры, интересы.
По моему убеждению, просто снизилось внимание к обычной школе, а если глубоко изучить ее работу, будут обнаружены многие находки и в обучении, и в воспитании.
Практика показывает, что переход к анализу собственной педагогической деятельности – это очень серьезный шаг вперед в развитии учителя.
Меня как директора гимназии и педагогический коллектив, работающий в среднем и старшем звене, многие годы волновал вопрос техники чтения выпускников начальной школы. И только после того как учителя 1–4 классов систематически стали анализировать свою работу на уроках, положение изменилось в лучшую сторону.
Учителя своими вводными беседами, постановкой вопросов, подведением итогов забирали большую часть урока, а в результате дети читали всего лишь несколько минут. Анализ собственной работы натолкнул на мысль искать новые приемы, методы работы.
Наша гимназия – федеральная экспериментальная площадка. Первоначально наши лекции, открытые уроки, заседания кафедр не давали желаемого результата. Но постепенно учителя стали анализировать свои уроки, внеклассные занятия с позиций темы исследования, и картина изменилась. Сегодня подавляющее большинство включились в работу федеральной площадки. Конечно, анализ собственной педагогической деятельности требует и времени, и нервного напряжения, но все это окупается результатами работы.
За многие годы работы директором школы я убедился, что самое слабое звено в подготовке учителя, а особенно директора школы, – это технология, методика преподавания. Для начинающего учителя необходимы курсы «Технология труда учителя», школоведение, приближенное к жизни школы. Необходимо увеличить время на педагогическую практику.
В пединститутах, университетах хорошо бы с первого курса закреплять студентов за классами базовых школ, чтобы в течение пяти лет они работали вместе с классными руководителями.

Нельзя не согласиться с автором письма – активное вхождение в исследовательскую деятельность, особенно если она ведется всем коллективом, подводит учителей к более глубокому, полному анализу своей работы. И здесь важно, что приходится не только думать о своей работе, но и объясняться с коллегами, отстаивать собственную точку зрения. А как же научить этому будущих педагогов? Даже если мы “закрепим” студентов за классами, изменится ли их понимание себя, станут ли будущие педагоги критически относиться к своей работе? Не получится ли так, что эта задача (одна из самых сложных!) всегда будет лежать на плечах администрации школ?! Ведь в педагогических вузах так мало этому учат! Часто даже дипломную работу писать не обязательно, будто считается, что учитель должен только знать и совсем не обязательно учить его думать...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru