Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Когда история обретает будущее

Подведены итоги третьего Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия. ХХ век”

“Как и в прошлом году, зал Театра Образцова был полон. Пришли устроители и организаторы. Пришли поздравители – известные правозащитники (поскольку именно они оказались особенно заинтересованными в возрождении и сохранении памяти о давнем и недавнем прошлом страны – о событиях подлинных, а не их очередной конъюнктурной интерпретации), историки (говорят, они уже всерьез в своих научных работах ссылаются на исследования старшеклассников, изданные по материалам первого и второго конкурсов; архивные и семейные документы, найденные ребятами, стали для историков открытием), краеведы, учителя, журналисты. И конечно, сами конкурсанты-победители, приехавшие на праздник подведения итогов и вручения наград (компьютеры, видеомагнитофоны и видеоплееры, современные фотоаппараты – спасибо, спасибо спонсорам!) со всей страны.
Это не преувеличение, что со всей страны: карта России, за малым исключением, помечена точками, откуда пришли работы, – 2643 из 915 населенных пунктов. Еще интереснее, из каких именно населенных пунктов: крупные города – 24 процента, средние и малые города – 39, мелкие населенные пункты – 37 процентов. То есть подавляющее большинство исследований было проведено в селах, небольших поселках, маленьких городах, где живет обычно молчаливое большинство, чей голос звучит на всю страну так редко...
В число победивших вошли исследования об истории храмов и борьбы с религией в тридцатые годы в Екатеринбурге; история фальсификации в одном из дел 1937 года, по которому проходил рязанский студент, обвиненный в контрреволюционных высказываниях (работа из г. Шацка Рязанской области); о школьных учителях и подлинном, а не декларативном отношении к ним советской власти; о межэтнических отношениях в период самых тяжких испытаний: евреи, поляки и белорусы в годы немецкой оккупации; удмурты и русские во время коллективизации, и так далее, и так далее...

Пора признать, что конкурс исследовательских работ по истории стал частью культурной жизни страны, пусть частью маленькой, но бесконечно важной.
Но общество, резко изменившее свою жизнь и еще не осознавшее себя в новом качестве, нуждается в осмыслении и переосмыслении собственной истории, на которую оно могло бы опереться. А у нас, как у нерадивых студентов, так и не сданы хвосты за прошлый век, так и не разобран, не оценен грустный наш опыт.
А кто, собственно, знает, сколь велика должна быть группа людей, стремящихся установить историческую правду, для того чтобы пробудить общественную память? Я не знаю. Но одно знаю твердо: с каждым конкурсом, проводимым “Мемориалом”, таких людей становится все больше.
Мне кажется, нет ничего естественнее желания узнать что-то о жизни своей семьи, своих близких и далеких предков, ведь тем самым человек как бы раздвигает рамки собственной жизни. Многие понимают бессмертие как непрекращающуюся работу памяти. Такую трактовку можно оспорить, но своя правда в ней, безусловно, есть. И молодые люди, наконец-то нашедшие время для того, чтобы узнать что-то о собственной семье, соседях, улице, городе, в конце концов не совершают гражданского подвига, но всего лишь расширяют собственную жизнь.
Зато их учителя и наставники, приохотившие их к этой работе и руководившие ею, – вот они действительно подвижники. Как и устроители конкурса – уже третьего. Как и вся работа историко-просветительского и правозащитного общества “Мемориал”, направленная именно на то, чтобы пробудить в общественном сознании память. И совесть.

Ирина ПРУСС

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



 

Рейтинг@Mail.ru