Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЗЕРКАЛО УРОКА

Учимся искусству диалога

Американские педагоги отмечают, что живой обмен идеями между учениками дает им возможность расширить активный словарь и познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с учетом новых.
Используя различные формы диалога (логическая цепочка, дискуссия, дебаты и т.д.) на стадии рефлексии, мы даем ученикам возможность рассмотреть целый ряд различных вариантов. Это время перемен и переосмысления в учебном процессе.
Прочитав художественный или научно-популярный текст, можно выполнить несколько заданий, в том числе и игровых. Например, на уроке истории школьники изучили период Великой Французской революции. После этого попросите ребят представить себя на месте одной из противоборствующих сторон и возьмите у них интервью. При этом можно задать вопросы как на знание фактов о революции, так и о том, какие чувства испытывали жители Парижа на Гревской площади в момент казни свергнутого короля Людовика, в какой атмосфере проходили заседания Конвента и с какими речами они выступали там. Затем можно поменять роли, попросив школьников представить себя на месте сторонников французской монархии. Узнайте у них, как они восприняли известие о взятии Бастилии, как вели переговоры с мятежниками, почему же все-таки власть была свергнута?
Игра позволит не только запомнить факты, проанализировать причины этого события, но и почувствовать себя его непосредственными участниками, а это, в свою очередь, даст возможность лучше понять его причины.
Кроме эмоциональных переживаний, диалог позволяет ученику резюмировать новую информацию.
После прочтения каждого из отрывков текста и ответов на вопросы попросите ребят сформулировать вывод, который начинался бы со слов: «Я понял, что...» или: «Я думаю, что...», «Не вызывает сомнений, что...». Эти выводы должны состоять из одного предложения, которое будет отражать только суть их умозаключений. Такое же задание можно дать после проведения дискуссии по прочитанному тексту. В этом случае ребята сформулируют мораль всей дискуссии. После этого попросите каждого прочитать сформулированное ими резюме, а в заключение выскажите свое мнение.
Возьмем для примера тему из курса биологии «Внешнее и внутреннее строение прыткой ящерицы».
Вот каким образом может выглядеть фрагмент этого урока.
Задание классу: в течение двух минут вспомните все, что вы знаете о ящерицах, их внешнем строении, питании, среде обитания, внутреннем строении, особенностях размножения и развития, и запишите.
А теперь обменяйтесь в группах своими сведениями. При этом не критикуйте друг друга. Пусть один из группы записывает все, что вы вспомнили. Чем больше сведений, тем лучше. Высказаться должны все в течение 5 минут.
– Попробуем обобщить весь ваш опыт. Я буду записывать данные на доске в виде кластеров. Особо отмечайте черты сходства ящерицы и лягушки. Я буду это подчеркивать другим цветом. (5 мин.)

1. Как выглядит ящерица, каковы ее размеры?
(Внешнее строение)
2. Где обитает прыткая ящерица?
(Среда обитания)
3. Чем питается прыткая ящерица?
(Питание)
4. Каковы особенности внутреннего строения ящерицы (дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная системы)?
(Внутреннее строение)
5. Каким образом размножается и развивается ящерица?
(Размножение и развитие)
Как вы думаете, достаточно ли этих данных?
Для того чтобы снять все противоречия и выяснить то, что было упущено, прочитаем отрывок текста о среде обитания прыткой ящерицы.
В процессе чтения я прошу ставить на полях карандашом следующие пометки:

« + » – я это знал
« V » – это для меня новое
« – » – это вызывает сомнение
«? » – это непонятно, хотелось бы узнать больше (4 мин.)

Задание классу: После того как вы прочитали отрывок, поделитесь в парах мнениями о прочитанном. Каждый из пары пусть скажет своему соседу одно предложение, которое будет начинаться со слов «Я понял, что ...».
Запишите свое предложение и предложение своего соседа в тетрадь.
После того как ребята прочтут весь текст до конца и выскажут свои суждения по каждому из отрывков, учитель может попросить их высказать свои суждения по вопросу: какие черты внешнего и внутреннего строения прыткой ящерицы указывают на то, что это животное имеет много черт сходства с лягушкой?
Обратите внимание на то, что в приведенном примере используются разнообразные приемы: мозговая атака, разбивка на кластеры, пошаговое чтение, взаимообучение. На наш взгляд, достаточно важным является их сочетание. Индивидуальная работа чередуется с групповой. После чтения следует короткая рефлексия в форме диалога. А в конце урока рефлексия занимает уже больше времени. Ее задача заключается в построении выводов, основанных на собственных идеях, подкрепленных учебным текстом.
Таким образом, диалог позволяет ученику выстроить цепь умозаключений, которые могут эффективно применяться им в будущем, и познакомиться с различными мнениями по определенному вопросу, сравнить их со своим, скорректировать его или добавить ряд аргументов в поддержку собственных мыслей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"