Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Илзе РОЖКАЛНЕ,
Международный институт игропедагогики

Энциклопедия игры

Сегодня у нас снова в гостях Международный институт игропедагогики. Его сотрудники хотят возродить культуру детской игры во дворе, дома, в школе. Впереди целое лето: походы, летние лагеря, поездки с классом в другие города. Времени, чтобы поговорить, посмеяться вместе, поиграть будет гораздо больше, чем во время учебы. Давайте используем это время, проведенное вместе, с пользой и с удовольствием.

Про то, что ученики в классе делятся на мальчиков и девочек, мы вспоминаем, к сожалению, лишь в конце февраля – начале марта. Я же хочу предложить вам традиционные игры не для детей вообще, а для мальчиков и девочек.
Правда, наши предки, наверное, сильно бы удивились, узнай они, что мы сейчас относим к чисто мужским занятиям, что – к женским, а какие занятия нам кажутся полезными независимо от пола ребенка. Например, Иван Панкеев в книге “Русские народные игры”, изданной в XIX веке, приводит описание игры “в камушки”: «В Туле, на Оружейной стороне или в Гончарской слободе целые семейства сидят по улицам кружками, занимаясь усердно Камушками. Там ставится в достоинство играть удачно в эту игру, а знание ее почитается наравне с женскими искусствами. Замечательно и другое: в позор и поношение ставили мужчине, когда он играл “в камушки”». Мы с вами теперь вряд ли сможем понять, в чем позор, ибо игра состоит в том, чтобы подбрасывать одной рукой несколько камушков, схватывать той же рукой оставшиеся на земле и ловить подброшенные. Чем не упражнение на ловкость? Почему считалось строго женским? Во времена нашего детства это было больше мальчишечьей игрой. Видимо, незаметно для нас представления о мужском и женском образе действий меняются, и это отражается в играх.
Мы же будем ориентироваться на те образы мужских и женских типов поведения, которые приняты сейчас. Предлагаю вам несколько игр, не требующих большого пространства, их можно организовать на переменке в коридоре или в школьном дворе.

Игры для мальчиков

Для игры Достань камушек нужны два камушка (подойдут и каштаны или кубики) и веревка длиной два-три метра, на обоих концах которой завязано по узлу. Игра подходит для мальчиков восьми-девяти лет.
Двое играющих берутся за концы растянутой веревки. За спиной каждого на расстоянии двух-трех шагов лежит по камушку. По команде игроки стараются, не отпуская веревки, дотянуться до своего камушка. Победит тот, кто сделает это первым.

Игра Боевые петухи для мальчиков помладше: шести-семи лет. Они делятся на две равные (не очень большие) команды и встают друг напротив друга. Между шеренгами – круг диаметром 2–2,5 метра. Капитаны команд посылают в круг по одному участнику для каждого поединка. Войдя в круг, соперники кладут руки за спину, каждый встает на одну ногу, а вторую поджимает. По сигналу оба начинают прыгать на одной ноге, стараясь вытолкнуть соперника из круга. Вставать на вторую ногу при этом нельзя, как и убирать из-за спины руки. Если оба оказались за пределами круга, засчитывается ничья. Игра продолжается до тех пор, пока участники обеих команд не побывают в роли петухов, капитаны сражаются последними. Выигрывает та команда, где окажется больше победителей.
Как ни странно, эти “малышовые” игры иногда затевают и мальчишки-подростки. На привале в несложном походе, во время перемены после тяжелого урока – одним словом, когда хочется повозиться, сбросить напряжение, а спортивного инвентаря под рукой нет. Для малышей же эти игры значимы тем, что мальчики обретают опыт принятия вызова и состязания в культурной форме.

Пекарь – игра подвижная, но не требует большого пространства. В нее охотно включаются и малыши восьми-девяти лет, и двенадцати-четырнадцатилетние подростки. Вам понадобится стол или парта – это будет печь. На ней водящий – «пекарь» раскладывает по числу игроков «булки» – кубики, варежки, каштаны – любые предметы, которые окажутся под рукой. У «пекаря» две задачи: не дать стащить «булки», лежащие перед ним на «печи», и осалить тех, кто на них позарится. Если «пекарь» салит игрока, тот попадает в плен и встает за печку со стороны водящего (чтоб не путался под ногами). Если игрока осалили, когда он уже схватил «булку», он может откупиться – отдать булку и снова войти в игру.
Если водящий осалил больше половины игроков, он выиграл, и водить будет первый пойманный. Если же игроки стащили все «булки», выиграли они.
Начинается игра с того, что игроки, стоя на некотором отдалении, подзадоривают водящего:

Пекарь Валерий,
Булки подгорели!
Ничего за них не дам,
Ешь их сам!

И только после дразнилки бросаются хватать «булки».
Поначалу команда бывает несыгранной, каждый сам за себя. Но постепенно ребята догадываются, что можно договориться об общей стратегии: например, один рискует и отвлекает водящего, другой подбегает и сбрасывает все «булки», а все остальные подбирают. Лучше, конечно, не подсказывать этот вариант, а подождать, когда догадаются сами. А вы можете понаблюдать, кто из ребят лидер, кто может пожертвовать собой, кто хороший организатор.

Игры для девочек

В Подружку мою охотно играют школьницы младших классов. Две девочки встают лицом друг к другу, берутся за руки крест-накрест. Руки вытянуты, носки вместе. Обе одновременно начинают кружиться, напевая: Подружка моя, ты не беспокойся, я люблю тебя, потому не бойся! Смотреть надо в глаза друг дружке, тогда не кружится голова. Каждая из подружек должна почувствовать равновесие, не тянуть и не дергать, тогда и общий центр вращения получится. Как вы понимаете, победителей здесь не бывает, а перед игрой нужно убедиться, что вокруг нет предметов и углов, о которые можно ушибиться.
В игре ценна возможность выразить дружеское расположение, тренируется умение согласовывать свои действия.

В Летел лебедь играют четыре или больше девочек. Выбирают водящего, все встают в круг; правую руку ладонью вверх каждая участница кладет на левую ладонь соседки справа. Водящий начинает игру:

Летел лебедь
По синему небу,
Читал газету
Номер...

На каждое слово игроки по кругу хлопают своей левой ладонью по правой соседки слева: как бы передают хлопок по кругу, следуя за текстом. Та, на кого пришелся хлопок со словом «номер», называет любое число до двадцати. Начиная со следующего игрока с каждым хлопком идет отсчет от одного до названного номера. Игрок, произносящий «номер газеты», то есть последнее число, должен не просто хлопнуть, а поймать ладонь соседки слева. Успела – выиграла, водит пойманная соседка, не успела – становишься водящим.
Играть можно на фанты. После каждого тура проигравшая отдает фант (заколку, брелок, игрушку). Когда их наберется не меньше пяти, можно приступать к «выкупу». Все фанты лежат вместе, кто-то из проигравших встает к ним спиной, а другой игрок поднимает каждый фант, показывает всем остальным и спрашивает того единственного, кто не видит, чей это фант: что сделать хозяйке этого фанта? Та назначает задание для выкупа: попрыгать на одной ножке, спеть песню и т. д. Все проигравшие особенно ждут момента, когда водящий назначает задание своему фанту, не зная об этом. Задания должны быть забавными и несложными.
Игра хороша во время утомительных поездок, долгого ожидания, подходит и для того, чтобы все перезнакомились и присмотрелись друг к другу в сборной, разношерстной компании.

Игра Первенчики предназначалась встарь на Руси для девушек-невест. Подобно многим другим она со временем “помолодела”. Четверо или больше девочек садятся в кружок. Каждая кладет на колени к соседке справа два пальца. Водящая начинает скороговоркой:

Первенчики,
Друженчики!
Трынцы,
Волынцы!
Поповы
Ладанцы!
Цыкинь –
Выкинь!

Произнося каждое слово, она указывает на один из протянутых пальцев (как в считалках на игроков) по очереди, и на который достанется слово выкинь, тот палец и выкидывается. Задача играющих – успеть спрятать палец, прежде чем произнесено последнее слово. Успела спрятать – водящая водит снова, не успела – ей теперь и водить.
Игра несложная, но довольно азартная, требует быстроты и внимания, довольно долго не приедается.
И от взрослого не требует больших усилий. Нужно только “вбрасывать” иногда новую игру в ребячью компанию во дворе или в летнем лагере. Я вспоминаю, как приехавший из-за границы профессор, прочитав лекцию по планированию и организации работы, обратился к аудитории с просьбой поднять руки тех, кто хотел бы изучать какой-нибудь иностранный язык. Взметнулся лес рук. Радостно закивав головой, профессор попросил поднять руки всех, кто собирается заниматься этим сегодня вечером. Как вы думаете, сколько рук поднялось на этот раз?
Поверьте, играть – это просто, не откладывайте, пожалуйста, “на потом”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru