Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласитесь, что слова «виртуальная школа» уже не кажутся нам педагогической экзотикой. Мы понимаем, что они означают или интернет-образование, или школу вне классно-урочной системы. Самое время осмыслить приобретенный опыт, попробовать ответить не только на вопрос, каковы возможные эффекты использования Интернета и за счет чего они достигаются, но и на вопрос, возможно ли единое понимание сути «виртуальной школы». Материалы этой страницы подсказывают, что и участие в Сетевых проектах и конкурсах, и разработка обучающих или диагностических программ, и поиск новых решений в организации обучения объединены идеей образовательного пространства, средства создания которого могут быть очень даже разными...

Чтобы школе не мешали каменные стены...

Интернет-проекты: в поисках педагогической технологии

Как известно, опыт не гарантирует мудрости. Последняя исходит из пересмотра прошлого и репетиции на будущее.
Очевидно, создание педагогических технологий сродни обретению мудрости: необходимы анализ уже существующего и конструирование пути к желаемому.
Наши авторы, участники и организаторы интернет-проектов, интернет-конкурсов, сберегая очарование живого педагогического опыта, все же пытаются осмыслить его и тем самым делают первые шаги к оформлению технологий интернет-образования. Присоединимся?

Фрагмент первый: готовим команду

Для меня и моих ребят все началось в конце 1998 года. Сын знакомого получил письмо от ThinkQuest, откуда узнал о проводимом этой организацией конкурсе. Мы вместе обсудили возможность участия и решили: стоит создать команду. Тогда нашим мотивом была, конечно, надежда заработать приз и поехать на церемонию награждения. Сайт сделали. Он не получил никаких наград, однако стал нашей визитной карточкой и дал возможность подобрать опытного иностранного партнера на следующий год. Одна американская школьница сама предложила сотрудничество, на что мы, посмотрев ее готовые сайты, согласились. Третий участник в команде появился, когда обнаружилось, что в прошлом конкурсе участвовала еще одна челябинская команда и разработала тогда неплохой сайт.
Все члены команды “старичков” понимали, что подготовка конкурсного сайта потребует инициативы, умения самообучаться, анализировать информацию, принимать решения и не перекладывать ответственность на руководителей команды или других ребят. А в командах из новеньких мы столкнулись и с трудностями. Тот, кто ожидает детальных инструкций (не советов, а именно инструкций), со временем оставляет работу. Некоторые ребята уходят, потому что перегружены учебой или не встретили понимания родителей. Но главное, почему человек остается в команде или уходит, на мой взгляд, в другом: и создавать сайты, и обучаться по уже придуманным программам подходит не всем. Дело, конечно, не в том, отличник ты или нет. Дело в твоей мотивации.
Я создавал условия, чтобы у наших ребят изменилось мышление, исчезли комплексы, раскрылись способности, появилась уверенность в собственных силах, в возможности делать то, что считаешь нужным, без постоянной оглядки на наставления взрослых. Но воспользоваться этими условиями смогли только те, кому важно проверить, на что они способны в реальной жизни, а не те, кому важны исключительно цифры, выставленные в аттестате. К сожалению, наша школа в целом ориентирована сейчас на второе. Поэтому пусть больше будет интернет-конкурсов, которые могут стать мощным средством самообучения. Для этого необходима неформальная организация конкурса и помощь ребятам со стороны оригинально мыслящих взрослых, поддерживающих стремление ребенка к самовыражению и развитию способностей, в первую очередь способности самообучаться.
С участием в конкурсах, подобных ThinkQuest, связаны и наши дальнейшие планы.
Владислав Фарафонтов, г. Челябинск

Фрагмент второй: Пифагор.ru

Все мы знакомы с теоремой Пифагора из школьного курса математики. А между тем на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ссылался, а Геродот характеризовал его как «выдающегося софиста», который больше известен, выражаясь современным языком, своей педагогической деятельностью. Раскрыть тайны Пифагора взялись в прошлом году ученики 6 класса «Б» 125-й новосибирской школы, используя информационные ресурсы Интернета. Захотите ли вы повторить их путь или возьметесь за собственные изыскания, вы неизбежно столкнетесь с вопросом о том, как разумно и эффективно организовать поиск и переработку больших массивов информации.
А если с вами группа единомышленников? Работая вместе, сможете вы получить положительные эмоции, сможете не противопоставлять себя другим, а быть внутренне взаимосвязанными?
Планируя исследование, мы предвидели эти трудности и опирались в организации своей работы на «Технологию обучения в глобальных информационных сетях» В.В. Гузеева. Весь класс заранее разделился на группы, каждая из которых отвечала за свой раздел: «Биография Пифагора», «Ссылки современников на его учение», «Пифагор – философ», «Его выдающиеся ученики» и др. Полученную информацию группа размещала в матрице: по горизонтали указывали понятия, относящиеся к теме исследования, по вертикали – источники данных, адреса web-сайтов. На пересечении вписывали факты, мифы, мнения. С помощью сводной матрицы одной из групп удалось установить, что вокруг личности Пифагора родилось множество легенд, и трудно судить как о доле вымысла в них, так и о степени соответствия действительности. Чем дальше по времени автор, писавший о Пифагоре, отстоял от своего персонажа, тем больше всевозможных событий включал он в свой рассказ. Древнейшие – Платон и Аристотель – упоминали о Пифагоре всего трижды.
Чтобы комплексно осмыслить все сведения и первичные выводы, группы устроили совместное обсуждение. Окончательный вывод каждый сделал сам, приняв, дополнив или скорректировав общий.
В целом мы, и дети и учителя, прошли путь от одностороннего восприятия изучаемых явлений к их полемическому осмыслению, а затем – к самокритике и самостоятельным микрооткрытиям. Нам пришлось не только размышлять, но и быть терпимыми и внимательными друг к другу.
Можно предположить, что освоение индивидуальных и коллективных способов образовательной деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов – актуальное направление современной педагогики. Научить ребят взаимодействовать с внешними источниками информации и друг с другом, развивая систему личных ценностей, – достойная задача сегодняшнего педагога.
Александр ДАХИН, г. Бердск

Фрагмент третий: мы сшиваем ковер

Сегодня учителю все труднее решить, как помочь гармоничному развитию детей. Один из образовательных интернет-проектов в США позволяет соединить разум и руки учеников, одновременно найти новых друзей по всей стране и приобщиться к современным информационным технологиям.
Ребята – участники проекта в разных школах шьют... лоскутные ковры. В ковре должен быть 51 лоскут-квадратик: 50 штатов плюс округ Колумбия. Каждый квадратик отражает особенности одного из штатов и соответствует теме, заданной на год. В позапрошлом году общей темой была кулинария, в прошлом – аборигены Америки, в этом, естественно, Олимпиада, спорт. Чтобы появились идеи, ученикам приходится штудировать книги по истории, географии, дизайну. А потом словесную информацию нужно перевести на язык символов, язык искусства.
Как организуется проект?
Все команды (классы) еще в августе отправляют свои координаты на специальный сайт. Каждая команда предлагает эскизы квадратиков: своего штата и других, про которые ребята сумели больше узнать. Эскизы рассылаются по Сети всем участникам с объяснениями, комментариями, толкованиями. Происходит обмен замыслами, фактическими данными, уточняются детали. Например, школьники Луизианы рассказали, что у них вопреки распространенному убеждению не принято держать дома крокодилов.
Постепенно на сайте собирается большая коллекция эскизов, из которых можно составить свой вариант ковра. Шедевр рождается на экране компьютера после бурных дискуссий. Надо видеть лица ребят, когда из принтера появляется модель будущего изделия!
Теперь пришло время поработать руками. Рук требуется очень много, и каждый в классе может проявить себя. Рисунки переносятся на ткань, мечта начинает превращаться в реальность.
В итоге совместными усилиями создается прекрасный ковер, хранящий энергию разума, тепло рук, скрепленный не только нитками, но и дружбой. Ковер можно продать на ежегодной ярмарке и так заработать деньги на следующий проект или на поощрение наиболее отличившихся. Можно оставить его себе на память, можно подарить – порадовать и удивить кого-то. А потом снова ждать августа, когда объявят новую тему и новый сбор участников проекта.
Проект раздвигает стены классной комнаты, дает ребятам возможность пообщаться со сверстниками всех возрастов, из разных штатов, из городов и деревень, из частных и государственных школ, из сильных и коррекционных классов… Благодаря проекту мы начинаем понимать, что вместе люди сильнее, что все мы – лоскутки на едином ковре страны и планеты. Пусть это понимание поможет детям в будущем устроить мир лучше, чем удалось взрослым сегодня.

Бетти ЙО, США


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru