Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Ольга ВАЙНШТЕЙН

Улыбка Чеширского кота: взгляд на российскую модницу

Советская и постсоветская мода российских женщин несет на себе неизгладимый отпечаток коллективистской идеологии

“Форма одежды обладает собственной властью,
не случайно законодатели придавали ей огромное значение,
как и форме вообще... Политические заключенные
переживают решительные перемены в состоянии духа,
надевая тюремные одеяния.
Офицеры, лишенные символов своего звания,
надевая гражданскую одежду,
претерпевают изменения в сознании,
которые иногда бывают необратимыми”.

Питирим Сорокин,
русский социолог начала века

“Ни в портняжестве, ни в законодательстве
человек не действует под влиянием одного только случая.
Но и там, и здесь его рука направляется таинственными операциями ума.
Во всех его модах и одевательных заботах
всегда можно усмотреть архитектурную идею:
его Тело и Одежда – вот то место и тот материал,
на котором и из которого должно быть
построено великолепное здание его личности”.

Томас Карлейль,
английский историк

Российская мода подобна Чеширскому коту: созерцателю остается воздушная улыбка, когда объект растворился в атмосфере. Советской цивилизации уже не существует, но она продолжает во многом определять стиль российских женщин, и наши соотечественницы моментально опознаются в любой стране по одежде и макияжу.
Ошибочно думать, что в 60–70-е годы решающим фактором был дефицит. Обычные и вполне добротные вещи – пальто, костюмы, юбки – в эти годы не были дефицитом и стали доступны по цене подавляющему большинству.
Унифицированная эстетика включала в себя и кодекс поведения на людях, и понятия приличного/неприличного, и насквозь нормативные представления о красоте.
Смена одежды советских граждан регулировалась фиксированными оппозициями – дом/работа, день/вечер, праздник/будни. Только в последние годы дисциплина внешнего облика ослабла. Лишь недавно закрепилась комбинация джинсы + пиджак. Появились новые привычки: ходить в расстегнутом пальто, зимой без шапки.
Женщина должна была кардинально трансформировать свой образ, превращаясь то в умелую работницу, то в обольстительницу. Однако на практике самыми выразительными, неподражаемыми предметами советской женской одежды остаются халат для домашней работы и неказистое пальто для очередей – продукты длительного исторического отбора.
«Пальто для очередей» – это броня, которую надевает женщина, выходя на добычу пищи. В последнее десятилетие наиболее популярный вариант – темное непромокаемое пальто из плащевой ткани типа болоньи или нейлона, плотно облегающее силуэт. Утилитарность его бесспорна: на нем не видна грязь, скользкая поверхность позволяет прокладывать путь в толпе, теплая подкладка спасает от холода, непромокаемые свойства – от дождя, застежка на кнопках или чаще на молнии избавляет от риска потерять пуговицу в боевых действиях. В комплект также входят вязаная шапка или мохеровый берет (который периодически начесывают для красоты) и полотняная авоська с крепкими ручками.
Советский модный канон базировался на двух ключевых формулах: 1) «просто и красиво»; 2) «скромно и красиво». Почему эстетические критерии в советской моде были именно таковы? В пятидесятые годы легкая промышленность только-только оправилась от военной разрухи, зато еще действовала инерция аскетических идеалов первых десятилетий Советской власти. «Скромность» поощрялась в рамках идеологии коллективизма – дисциплина предписывала не выделяться из массы. В этом контексте эпитет скромный встраивался уже в другой синонимический ряд: серьезный, надежный, честный и даже партийный.
Тем не менее разряженная дама – постоянно действующий персонаж в истории российской моды, героиня фельетонов и вместе с тем абсолютно жизненный тип. Ее портрет последних лет – женщина с вечерним гримом, золотыми украшениями, одетая внешне богато, предпочитающая мех, натуральную кожу, вещи известных западных фирм с бросающимися в глаза этикетками. Предметы туалета подобраны по принципу «каши маслом не испортишь», весь ансамбль производит впечатление избыточной роскоши, что в обиходе получило название «навороченный стиль».
Однако если присмотреться к ней внимательнее, всегда обнаружишь нечто странное: сочетание дорогого платья с дешевыми туфлями, обилие люрекса, неумело осветленные волосы, несоответствие фасона и материала. Но самое главное – отсутствие в облике небрежности, свободы и расслабленности – напротив, форсированность и напряжение.
Эта одежда чаще всего демонстрирует не реальное богатство, а «сгущенный образ» богатства (по аналогии с мандельштамовским понятием «сгущенный образ Запада»). Истоки ее можно обнаружить, например, в русской мещанской одежде и в праздничном костюме фабричных рабочих до революции.
Как показали многие исследования, основной алгоритм распространения моды – сверху вниз, когда низшие классы стремятся присвоить статусную символику высших. По мере этого “спуска” происходят различные замены, искажения и ухудшение качества работы (обработка швов, отделка, покрой). Но во все времена неизменным оставалось стремление малообеспеченных людей выразить через одежду свои социальные ожидания. Это проступает даже в стиле детской одежды: дети из рабочих семей часто бывают одеты более претенциозно, чем их «незаметные» сверстники из богатых.
Своеобразный символ репрессированного телесного низа в одежде – простая черная юбка – обязательная статья гардероба любой российской женщины. Прямая строгая черная юбка считалась абсолютно необходимой, поскольку с ее помощью легко решалась проблема ансамбля: можно было бесконечно ходить в одной и той же юбке, постоянно варьируя блузки и свитера. Кроме того, по всеобщему убеждению, черная юбка замечательно скрадывает бедра, что объясняет ее популярность, особенно среди полных дам.
Что же определяет телесный образ женщины в России последних десятилетий? «Голова и ноги», – уверенно ответила на этот вопрос опытный дизайнер Наталья Орская.
Для обычной девушки иметь красивые ноги значило обеспечить себе внимание по крайней мере кавалеров на танцах. Соответственно особенное значение для советских модниц имела обувь, а достать хорошую было традиционно трудно.
Что же касается первого слагаемого формулы «голова и ноги», то сошлемся лишь на один факт: если российской женщине во что бы то ни стало нужно шикарно выглядеть, она не пойдет ни в ателье, ни в магазин готового платья, а направится прямиком в парикмахерскую сделать прическу. Парикмахерские процветали во все периоды советской власти и более того – функционировали как светские салоны, торговые точки и бюро новостей.
Многие дамы спокойно занимаются макияжем в общественных местах. И если в других странах для этой цели принято удаляться в туалетную комнату, то российской женщине бывает достаточно любой отражающей поверхности, будь то крыло автомобиля или карманная пудреница. Войдя в дом, она прежде всего будет искать, во что посмотреться. Для этой цели в коридоре квартиры или в вестибюле учреждения обычно висит большое зеркало, которое, как магнит, притягивает всех проходящих.
Мало кто, однако, использует это зеркало для полного обзора фигуры. Наиболее характерный прием – подойти к зеркалу вплотную и сосредоточиться на лице и на прическе.
Необходимость «стадии зеркала» помимо чисто технических причин, например ношения головного убора несколько месяцев в году, имеет и ритуальную мотивировку: это знак вступления в пространство социальности, где необходимо быть в форме.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru