Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ДИАЛОГИ 

Александр МАРТЫНОВ,
Елена ИВАНИЦКАЯ.

Соловецкий раскоп

Опыт экспедиций в три эпохи.
Беседа с Александром МАРТЫНОВЫМ, педагогом и археологом, заместителем директора по научной работе Соловецкого музея-заповедника.

– Как вы пришли в археологию? Как вообще люди становятся археологами?
– Нам так преподавали историю в школе, что до института, поверите ли, я вообще не слышал слово “археология”. А в Архангельском пединституте меня захватили лекции замечательного ученого Анатолия Александровича Куратова, я тут же пошел к нему в кружок и больше от археологии не отрывался. Первый археологический сезон отработал в 70-м году, и с тех пор каждый год в поле, больше 30 сезонов за плечами. В 82-м году переселился на Соловки, потому что это, в сущности, было единственное место, где я мог профессионально заниматься любимым делом.
– Какие сезоны вам особенно памятны? Доводилось ли вам делать настоящие сенсационные открытия?
– Слово “сенсация” наш брат археолог недолюбливает. Сенсация минутна. Открытие должно быть осмыслено в историческом ряду, шумиха только мешает этому. Открывая каждый новый объект, мы всякий раз радуемся как дети. Все археологические сезоны мне дороги, каждый навсегда впечатался в память, так что выбрать трудно... Расскажу о первом важном открытии. Это было 25 лет назад. После института я четыре года работал в сельской школе в Архангельской области. Поселок назывался Глубокое. Символическое название. Действительно, очень далеко и глубоко. В 77-м году собрал два археологических отряда из своих учеников, и мы сплавлялись по двум речкам, обследовали берега. Тут же начались находки. Однажды, это было в мой день рождения, я шел берегом и присел покурить. Оглядываюсь и вижу: сижу в небольшой впадине, вокруг невысокий вал. Меня как ударило: я же нахожусь в древнем жилище! Стали копать и открыли поселение мезолита. Это удача. Как профессионал скажу: судьба археолога такая: десять перспективных мест проверишь – один объект найдешь.
На Соловках самым впечатляющим было открытие первого поселения беломорского архипелага. С 26-го года археологи искали на Белом море древнейшее поселение. И вот мы обнаружили эпоху бронзы, а два года назад – и мезолит. А несколько лет назад мы вместе с орнитологами обследовали онежские острова и нечаянно нашли монастырские каменоломни. А ведь до сих пор было известно только об одной.
– Вы, наверное, горячий патриот? Сейчас на федеральном уровне принята “Программа патриотического воспитания граждан”. Вас в детстве воспитывали в патриотическом духе?
– Вот уж не знаю. Никакого особого патриотического воспитания я не ощущал. Любимые родители, любимая малая родина, любимый учитель, страстный патриот Севера, – вот это было. Если я двадцать лет живу и работаю на Соловках, хотя мог бы жить и работать в других местах и в более комфортных условиях, это патриотизм или нет? Думаю, что нет. Просто это моя жизнь. Если есть люди, которые собственным примером способны сделать так, чтобы ребенку самому хотелось жить на родине и работать для нее, это главное, но такой пример вряд ли называется казенными словами “патриотическое воспитание”.
– Как начиналась ваша работа с ребятами и как вы пришли к замыслу археологической школы?
– Для меня были очень важны годы работы в сельской школе. Мы с ребятами работали очень увлеченно. У нас была настоящая, без дураков и идеологической трескотни, тимуровская команда. Мы ходили в археологическую разведку. Знакомились с уже открытыми археологическими памятниками. Там, в поселке Глубоком, возникло понимание, что мне необходимо творческое взаимодействие с ребятами. Когда переехал на Соловки, уже твердо знал это. Первый год мы работали без четкой программы, делали то, что нравилось, что увлекало. Обрабатывали археологические коллекции, которые я привозил из экспедиций, ходили на монастырские скиты. А к 90-му году искали и работали уже целенаправленно. Стал учить ребят прямо в поле: это ведь очень важно и сложно – научиться правильно обращаться с археологическими предметами. Вместе ездили в экспедиции, начиналось подлинное приобщение к жизни и неповторимой истории Соловков. Недели две-три ребята жили коллективом на необитаемом острове, выполняли весь комплекс работ, без которых археологическая экспедиция не может функционировать. А в 1999 году мы разработали программу и создали АНО “Центр образования Соловки” под руководством Натальи Твердохлебовой. Идея археологической школы тоже принадлежит ей. В 2000 году секретариат Баренцева региона и Институт Открытое общество “Фонд Сороса” поддержали наш проект. Вот с их финансовой поддержкой археологическая школа работает уже два года. Помогают нам и Соловецкий музей-заповедник, и Спасо-Преображенский монастырь. Археологическая школа не может быть индивидуальным делом.
Богатое соловецкое наследие известно, к сожалению, широкой публике меньше, чем следовало бы. Вот замечательный ресурс патриотического воспитания. Наша совместная деятельность с ребятами – это синтез научной работы, обучения и воспитания. Мы работаем с Институтом археологии по его открытому листу. А работа серьезная и успешная: за два года мы раскопали два памятника и открыли еще три, в том числе очень древние – эпохи мезолита.
В 2000 году девятиклассница Даша Харченко открыла мезолитическое поселение.
– Как это ей удалось?
– Как это и бывает в археологии. Мы пришли на перспективное место, а дальше нужно немножко удачи. Я прошел в десяти метрах – не увидел, а Даша увидела и открыла.
– А как научная работа переплетается с обучением?
– К нам приезжал и проводил мастер-класс профессор Санкт-Петербургского университета Абрам Давыдович Столяр. Он реконструировал жизнь первобытного ребенка, разработал курс “Человек в первобытном обществе”... Мы начали одну очень важную работу. Я виню себя, что поздно спохватился, мы чуть не опоздали. А ведь дело такое необходимое, интереснейшее и, по сути, очевидное: мы начали встречаться со старожилами, ветеранами Соловков, с теми, кто непосредственно “делал историю” острова в 40–50-е годы, записывать их воспоминания. Это уникальные материалы. Так что мы занимаемся сразу тремя эпохами. Самая, конечно, богатая, самая впечатляющая – это монастырская история. Никакая другая не способна ее затмить, но мне, как профессионалу, интересен также и домонастырский период. И конечно, не забываем соловецкую историю последних десятилетий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru