ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ДИАЛОГИ
Александр МАРТЫНОВ,
Елена ИВАНИЦКАЯ.
Соловецкий раскоп
Опыт экспедиций в три эпохи.
Беседа с Александром МАРТЫНОВЫМ, педагогом и
археологом, заместителем директора по научной
работе Соловецкого музея-заповедника.
– Как вы пришли в археологию? Как
вообще люди становятся археологами?
– Нам так преподавали историю в школе, что до
института, поверите ли, я вообще не слышал слово
“археология”. А в Архангельском пединституте
меня захватили лекции замечательного ученого
Анатолия Александровича Куратова, я тут же пошел
к нему в кружок и больше от археологии не
отрывался. Первый археологический сезон
отработал в 70-м году, и с тех пор каждый год в поле,
больше 30 сезонов за плечами. В 82-м году
переселился на Соловки, потому что это, в
сущности, было единственное место, где я мог
профессионально заниматься любимым делом.
– Какие сезоны вам особенно памятны?
Доводилось ли вам делать настоящие сенсационные
открытия?
– Слово “сенсация” наш брат археолог
недолюбливает. Сенсация минутна. Открытие должно
быть осмыслено в историческом ряду, шумиха
только мешает этому. Открывая каждый новый
объект, мы всякий раз радуемся как дети. Все
археологические сезоны мне дороги, каждый
навсегда впечатался в память, так что выбрать
трудно... Расскажу о первом важном открытии. Это
было 25 лет назад. После института я четыре года
работал в сельской школе в Архангельской
области. Поселок назывался Глубокое.
Символическое название. Действительно, очень
далеко и глубоко. В 77-м году собрал два
археологических отряда из своих учеников, и мы
сплавлялись по двум речкам, обследовали берега.
Тут же начались находки. Однажды, это было в мой
день рождения, я шел берегом и присел покурить.
Оглядываюсь и вижу: сижу в небольшой впадине,
вокруг невысокий вал. Меня как ударило: я же
нахожусь в древнем жилище! Стали копать и открыли
поселение мезолита. Это удача. Как профессионал
скажу: судьба археолога такая: десять
перспективных мест проверишь – один объект
найдешь.
На Соловках самым впечатляющим было открытие
первого поселения беломорского архипелага. С
26-го года археологи искали на Белом море
древнейшее поселение. И вот мы обнаружили эпоху
бронзы, а два года назад – и мезолит. А несколько
лет назад мы вместе с орнитологами обследовали
онежские острова и нечаянно нашли монастырские
каменоломни. А ведь до сих пор было известно
только об одной.
– Вы, наверное, горячий патриот? Сейчас на
федеральном уровне принята “Программа
патриотического воспитания граждан”. Вас в
детстве воспитывали в патриотическом духе?
– Вот уж не знаю. Никакого особого
патриотического воспитания я не ощущал. Любимые
родители, любимая малая родина, любимый учитель,
страстный патриот Севера, – вот это было. Если я
двадцать лет живу и работаю на Соловках, хотя мог
бы жить и работать в других местах и в более
комфортных условиях, это патриотизм или нет?
Думаю, что нет. Просто это моя жизнь. Если есть
люди, которые собственным примером способны
сделать так, чтобы ребенку самому хотелось жить
на родине и работать для нее, это главное, но
такой пример вряд ли называется казенными
словами “патриотическое воспитание”.
– Как начиналась ваша работа с ребятами и
как вы пришли к замыслу археологической школы?
– Для меня были очень важны годы работы в
сельской школе. Мы с ребятами работали очень
увлеченно. У нас была настоящая, без дураков и
идеологической трескотни, тимуровская команда.
Мы ходили в археологическую разведку.
Знакомились с уже открытыми археологическими
памятниками. Там, в поселке Глубоком, возникло
понимание, что мне необходимо творческое
взаимодействие с ребятами. Когда переехал на
Соловки, уже твердо знал это. Первый год мы
работали без четкой программы, делали то, что
нравилось, что увлекало. Обрабатывали
археологические коллекции, которые я привозил из
экспедиций, ходили на монастырские скиты. А к 90-му
году искали и работали уже целенаправленно. Стал
учить ребят прямо в поле: это ведь очень важно и
сложно – научиться правильно обращаться с
археологическими предметами. Вместе ездили в
экспедиции, начиналось подлинное приобщение к
жизни и неповторимой истории Соловков. Недели
две-три ребята жили коллективом на необитаемом
острове, выполняли весь комплекс работ, без
которых археологическая экспедиция не может
функционировать. А в 1999 году мы разработали
программу и создали АНО “Центр образования
Соловки” под руководством Натальи
Твердохлебовой. Идея археологической школы тоже
принадлежит ей. В 2000 году секретариат Баренцева
региона и Институт Открытое общество “Фонд
Сороса” поддержали наш проект. Вот с их
финансовой поддержкой археологическая школа
работает уже два года. Помогают нам и Соловецкий
музей-заповедник, и Спасо-Преображенский
монастырь. Археологическая школа не может быть
индивидуальным делом.
Богатое соловецкое наследие известно, к
сожалению, широкой публике меньше, чем следовало
бы. Вот замечательный ресурс патриотического
воспитания. Наша совместная деятельность с
ребятами – это синтез научной работы, обучения и
воспитания. Мы работаем с Институтом археологии
по его открытому листу. А работа серьезная и
успешная: за два года мы раскопали два памятника
и открыли еще три, в том числе очень древние –
эпохи мезолита.
В 2000 году девятиклассница Даша Харченко открыла
мезолитическое поселение.
– Как это ей удалось?
– Как это и бывает в археологии. Мы пришли на
перспективное место, а дальше нужно немножко
удачи. Я прошел в десяти метрах – не увидел, а
Даша увидела и открыла.
– А как научная работа переплетается с
обучением?
– К нам приезжал и проводил мастер-класс
профессор Санкт-Петербургского университета
Абрам Давыдович Столяр. Он реконструировал жизнь
первобытного ребенка, разработал курс “Человек
в первобытном обществе”... Мы начали одну очень
важную работу. Я виню себя, что поздно
спохватился, мы чуть не опоздали. А ведь дело
такое необходимое, интереснейшее и, по сути,
очевидное: мы начали встречаться со старожилами,
ветеранами Соловков, с теми, кто непосредственно
“делал историю” острова в 40–50-е годы,
записывать их воспоминания. Это уникальные
материалы. Так что мы занимаемся сразу тремя
эпохами. Самая, конечно, богатая, самая
впечатляющая – это монастырская история.
Никакая другая не способна ее затмить, но мне, как
профессионалу, интересен также и домонастырский
период. И конечно, не забываем соловецкую историю
последних десятилетий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|