Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как сделать сложное простым, а привычное – непостижимым?

25 АПРЕЛЯ

Учитель начальной школы, наверное, самый универсальный специалист в образовании. В его компетенции математика и естествознание, литература, рисование, основы логопедии и возрастной психологии, прикладные технологии.
Поэтому тематическое разнообразие лекций, встреч и мастер-классов, масштаб обсуждаемых проблем был предопределен.
В Паркетном зале педагоги под музыку осваивали на практике приемы рисования скачущей лошади, а в Педагогической гостиной Владимир Львовский читал лекцию о перспективах развития развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
Львовский так построил свое выступление, чтобы ответить на вопросы и тех, кто давно освоил развивающее обучение, и тех, кто не знает о нем практически ничего. Хотя, наверное, уже не осталось учителей, не слышавших об одном из главных методов этой системы – групповой работе учеников. Не просто красивом и эффективном приеме, который легко приживается во всевозможных методиках, а, по мнению авторов программы, основе основ образования.
Вопросы, прозвучавшие на лекции, свидетельствовали о том, что многие учителя, работающие в обычных, не инновационных школах, хотели бы уйти от надоевшей рутины, оживить свою работу чем-то новым.
Как традиционному учителю освоить инновационную систему образования? Можно ли применять лишь ее элементы? Необходимо использовать весь рекомендуемый учебно-методический комплект или отдельные предметы все-таки преподавать по привычным учебникам? Обязательно ли всей школе перестраиваться на новый лад? Что если школа решится только на один инновационный класс?
Похожие вопросы учителя задавали и на представлении системы Занкова, и на встрече с учителями школы Амонашвили.
Дети испытывают невероятные трудности при обучении письму. Как облегчить им жизнь в этот период? Тем, кто задается этим вопросом, поможет методика Веры Илюхиной.
Многие малыши катастрофически не хотят читать, не справляются с нормативами по технике чтения. Что делать учителю?! Детская писательница Тамара Крюкова резонно заметила: может быть, именно необходимость читать “на скорость” отвращает ребенка от книги? Завучам и учителям стоит отложить секундомер, чтобы не потерять читателя. К тому же торопливое принудительное чтение не самой хорошей литературы воспитывает читателя поверхностного, не умеющего вычерпывать смысл глубокого художественного текста. О том, как взрастить у ребенка любовь к книге и чтению, рассказала и Марина Шишова, директор школы гуманно-личностной педагогики Амонашвили.
Проблемы чтения и русского языка, понимания текста, его художественного анализа обсуждались на протяжении всего дня. А вот математика была представлена скромнее. Зато под конец дня можно было познакомиться с клубом “Архимед” и научиться демонстрировать физические опыты, смахивающие больше на чудеса. В обычных пластиковых бутылках и стаканчиках разноцветная вода вела себя непостижимым образом: не выливалась из перевернутого сосуда, булькала и закручивалась в воронку, втягивалась в перевернутую банку... Учителя тут же узнавали, как такие “чудеса” обсудить с малышами, научить их строить гипотезы, проводить исследования. Потом эти навыки и способности пригодятся ребятам на других предметах естественно-научного цикла. Ведь начальная школа – первая и самая главная ступенька в образовании школьника.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"