Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Почему школа болеет принуждением?

23 АПРЕЛЯ

День здоровья детей – 17-й день марафона. В Доме учителя собралась небольшая, но очень разнообразная компания: учителя различных предметов, психологи и дефектологи, врачи и администраторы школ. Приехали те, кто хочет поговорить, подумать о самом главном в педагогике – о здоровье детей. Было не просто интересно, было замечательно!
В этот день школа, педагогика, образование обсуждались с точки зрения пользы или вреда, наносимого здоровью детей. Как обеспечить безопасность при работе с компьютерами? Влияют ли занятия в школе на повышение аллергенных реакций организма ребенка? Как помочь проблемным детям (леворуким, медлительным, гиперактивным)? Можно ли сделать образование здоровьесберегающей структурой?
Во время разговора о школе сотрудничества, проходившего в педагогической гостиной под романтичным названием “Урок сердца”, Лена Никитина заметила, что даже слепоглухого ребенка, к тому же с психическими отклонениями, можно научить многому. Для этого нужно сначала самим научиться наблюдать за ребенком, следовать за ним и вместе с ним, а не давить и командовать.
Специалисты говорят, что гиперактивных детей не меньше четверти от общего количества. И задача учителя – суметь так организовать образовательный процесс, чтобы все ребята могли в нем участвовать, а не мучить друг друга и не мучиться самим. Этому был посвящен мастер-класс М.М.Безруких. Каково оптимальное количество детей в учебной группе? Почему занятия лучше проводить в малых группах? Множество вопросов, множество вариантов ответов, потому что об этом размышляет почти каждый учитель...
Умение перечислить продукты, в которых содержатся витамины, еще не означает, что человек будет правильно питаться. Как же научить (точнее, приучить) наших детей к здоровой пище? Все в наших руках, только начинать нужно с самого раннего возраста. Этим вопросам был посвящен “Разговор о правильном питании”. Сегодня 22 региона России вовлечено в программу, разработанную детскими диетологами и представленную на марафоне в этот день.
Лечить наркоманию сложно, практически невозможно. Проще, надежнее, эффективнее заниматься профилактикой наркозависимости. Возможность организации такой работы с привлечением международной службы волонтеров заинтересовала многих гостей. Главная идея ведущего мастер-класса все та же – если дети найдут интересное и важное для себя дело, то не страшны никакие наркотики.
Оказывается, медики и физиологи давно заметили: если дети занимаются в индивидуальном темпе, степень их утомляемости резко снижается. Совершенно случайно эти измерения провели во время занятий в компьютерном классе и обнаружили, что на уроках, организуемых учителем фронтально, по принципу “вопрос – ответ”, ученики устают гораздо быстрее, чем во время самостоятельной работы. Дело в том, что навязанный взрослыми ритм занятий (даже самых занимательных и интересных) приводит к поломкам организма. Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен принимать решения сам! Существуют довольно простые методики, позволяющие учителю быстро проверить, насколько его ученики устают за урок.
Многие специалисты считают, что традиционные подходы планирования образовательного процесса (например, требования к составлению расписания учебных занятий) отстают от инновационного процесса. Сейчас разработкой новых норм занимается Центр охраны здоровья детей и подростков, и хотелось бы, чтобы новые требования к школам снова не опоздали, они так необходимы сегодня!
Необходимы в первую очередь школам, которые создают и развивают здоровьесберегающие образовательные системы. Зачем сначала калечить наших детей, подвергая их постоянным стрессам в процессе обучения, а потом всю жизнь лечить? Не проще ли изменить школу? А как это сделать – наглядно продемонстрировала школа “Эврика-развитие”, обозначив свое решение в самом названии мастер-класса: “Свободная начальная школа как фактор сбережения здоровья”.
Подумалось: жаль, что не было круглого стола на тему “Несвободная начальная школа как фактор, разрушающий здоровье”.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"