Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Состязания и рекорды – не самое главное...

22 АПРЕЛЯ

Небольшая сумятица в программе: на “Урок физической культуры как творческий процесс обучения и воспитания” собралось столько слушателей в Голубой гостиной, что пришлось срочно препроводить всех в Большой зал.
Что значит наболело: независимо друг от друга на разных педагогических площадках поднимались одни и те же вопросы.
Как убедить медиков в том, что освобождение от урока физкультуры после болезни приносит ребенку больше вреда, чем пользы? Шквал аплодисментов сорвал Д.В.Бесполов. Он рассказал о норвежской системе, по которой много лет работает в школе № 335. В Норвегии (и, естественно, в школе № 335) не признают реабилитационного периода. Все дети обязаны посещать уроки физкультуры, даже если они прикованы к инвалидной коляске или загипсованы после травмы. От каждого – по способностям.
Система выставления итоговой оценки отличается от общепринятой: пусть ученик в течение года нахватал немало неудовлетворительных отметок, но в процессе занятий у него замечены положительные сдвиги в спортивных достижениях, итоговая оценка все равно будет отличной.
Вопрос о несоответствии 5-балльной системы требованиям сегодняшнего дня неоднократно звучал и в выступлениях со сцены, и в репликах с мест. Зачем, в самом деле, напрягаться на уроке физкультуры, устанавливать личные рекорды, если по существующим нормативам ученик вполне может обойтись и без них? Не каждый ребенок, преуспевший, например, в беге на короткие дистанции, способен показать хороший результат в других видах спорта. Одобрение зала вызвало предложение кандидата физических наук Игоря Владимировича Рыжова – применять систему накопительных баллов. Отжался мальчишка двадцать раз – может не переживать, что ему не дано прыгать дальше всех...
Вопрос вопросов сегодняшнего дня – здоровье детей – горячо обсуждался в кулуарах. Уроки физкультуры не могут компенсировать недостаток занятий спортом за пределами школы, но и умалять их значение не стоит.
Что может сделать обычный учитель физкультуры, когда государству недосуг обратить внимание на назревшую проблему?
“Мы не сдвинемся с места до тех пор, пока не ответим на вопрос: кто мы в первую очередь, тренеры или педагоги?” – заявил профессор, доктор педагогических наук А.П.Матвеев. Желание министерских чиновников сделать упор на спортивные соревнования ошибочно. Ведь основная масса школьников остается за заборами спортивных площадок. В идеале юноши и девушки должны научиться обеспечивать себя и общество, поэтому надо приучать их к ответственности за себя и свое здоровье, иного выхода у нас нет.
По данным некоторых специалистов (гораздо более оптимистичных и расходящихся с официальной статистикой), около половины учеников уже в среднем звене страдают от хронических и, увы, необратимых недугов. На семинаре “Оздоровительные технологии для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья” О.В.Козырева, кандидат педагогических наук, говорила о том, что, несмотря на обилие различных образовательно-развивающих методик, до сих пор не существует медицинских программ. Упреждающих. Восстанавливающих. Как не навредить ребенку, не ухудшить его здоровье, никто толком не знает. Что скрывать, среди учителей физкультуры немало людей, не имеющих специального образования. И если, к примеру, плохой учитель математики (в худшем случае) не сможет научить ребенка считать, а учитель русского языка – грамотно писать, то испорченное здоровье уже ничем не поправить. Оно, вот такое подорванное, остается с человеком на всю оставшуюся жизнь.
Не дожидаясь спущенных сверху инструкций, педагоги-энтузиасты разрабатывают собственные здоровьесберегающие методики. Для детей с ослабленным здоровьем придумывают игры, заменяющие обычные упражнения. Не оставляют без внимания и родителей, для которых на школьном стенде вывешиваются плакаты по медицинскому ликбезу. В школьном реестре урокам физкультуры отведен самостоятельный, совершенно отдельный статус: если остальные предметы вкупе воспитывают в ребенке “дух”, то физкультура традиционно отвечает за “тело”. Пристально вглядываясь в предмет физического воспитания с этой точки зрения, трудно не согласиться, что урок физкультуры (сегодня-то уж точно!) – самый наиважнейший. Во всяком случае, у присутствующих на марафоне специалистов по здоровому образу жизни этот постулат не вызывал ни малейшего сомнения.

Ольга СОМОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru