Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Вне системы

Общественный ресурс образования сможет стать эффективным в том случае, если ощутит себя не резервом ведомства, а образовательной возможностью граждан

20 апреля произошло событие, которое, с нашей точки зрения, должно серьезно изменить расстановку сил в российской образовательной политике. Пожалуй, впервые в нашей истории, после того как в конце XIX века вопросами образования активно занималось земство, граждане заявили о своей готовности и праве влиять на образовательную политику.

Речь здесь идет не об инициативе изнутри профессионального сообщества, а о собрании представителей наиболее активных институтов гражданского общества: социально ориентированном крупном бизнесе в лице компании ЮКОС и правозащитном движении, представленном Хельсинкской группой, обществом «Мемориал» и Конфедерацией защиты прав потребителей.
Конференция, которую они совместно провели, называлась «Развитие общественных ресурсов образования».
Инициатором встречи и главой оргкомитета конференции стал Евгений Сабуров, известный экономист, директор Института проблем инвестирования. Е.Сабуров не новичок в образовании, у него огромный опыт работы в органах государственного управления на самом высоком уровне. Еще в конце восьмидесятых годов Е.Сабуров был активным разработчиком нового устройства экономики образования, например, знаменитого приказа о самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности школы. Он же предложил идею введения финансового норматива в образовании.
А в начале девяностых Евгений Сабуров стал заместителем министра образования Эдуарда Днепрова, работал над Законом «Об образовании», в котором финансовый норматив и самостоятельность школы оказались главным элементом. Собственно, из-за несоблюдения именно этих ключевых условий во многом не работает сегодня и сам закон. После Министерства образования Е.Сабуров работал премьером в правительстве Крыма, а затем занялся созданием института проблем инвестирования. При этом в Москве широко известна и другая сторона творчества Е.Сабурова – его поэтическое и педагогическое творчество. Много лет в знаменитой школе Александра Рывкина в Измайлове идут педагогические пьесы Е.Сабурова и проводятся даже специальные выездные лагеря, в которых эти пьесы разыгрываются не в течение одного вечера, а неделями.
И вот Евгений Сабуров делает очередной шаг – возвращается в образование в совершенно особой роли – лидера общественного образования.
Во вступительном слове глава оргкомитета конференции объявил, что, с его точки зрения, основной задачей сегодня является создание механизма взаимодействия общественных институтов и государственной системы образования.
Вот на этом мы и остановимся подробнее.

Подстраиваться или сотрудничать?
…Когда-то, лет пятнадцать назад, Симон Львович Соловейчик говорил на одном из эвриканских сборов, который проходил в Анапе, о том, что сотрудничество станет главной проблемой педагогики XXI века. И не оттого, что трудно придумать или разработать методики сотрудничества, вовсе нет. Просто на то, чтобы вытравить из своего сознания ощущение подчиненности власти, потребуется очень много времени.
Сейчас мы убеждаемся в абсолютной точности этого прогноза. Именно сотрудничество, партнерство, независимая позиция во взаимодействии с властью, в том числе и педагогической, – самый сложный момент в общественно-государственном взаимодействии.
Сегодня власть уже готова к диалогу, пускай и вынужденному. Она понимает, что механизмы социального партнерства выстраивать надо. И тут возникает почти парадоксальная ситуация: на переговорных площадках представители общественных институтов становятся в позу просящего или верноподданного.
Это просто поразительно: на конференции «Развитие общественного ресурса» большинство представителей общественных организаций вместо объявления своей позиции и программы действий в области образования… просили или требовали от власти, в данном случае Министерства образования, разрешить им то-то, или одобрить то-то, или повлиять на региональных начальников, чтобы те разрешили, или одобрили, или повлияли...
История знакомая и, к сожалению, похоже, вечная.

Есть ли будущее у несистемного образования?
Лидеры Федерации интернет-образования выдвигают странный на первый взгляд тезис: о несистемном образовании. Каждый раз, когда мне приходилось слышать этот термин, хотелось по старой учительской привычке поправить: неформальное образование…
А во время конференции я оценил точность термина “несистемное образование”, потому что почувствовал, как сильно сказывается в среде общественных институтов наследие прежних времен: все хотят стать частью уже существующей системы, не важно – правоохранительной или образовательной. Хотя фактически тезис об автономии гражданской образовательной деятельности как раз и предполагает ее существование параллельно устоявшейся системе... Поэтому идея несистемного образования, т.е. образования не в системе образования (извините за тавтологию), предлагаемая Е.Сабуровым и лидерами Федерации, равно как и сам термин, не только уместны, но и необходимы.
Потому что проблематика развития общественного ресурса образования, на мой взгляд, заключается в оформлении собственных гражданских образовательных целей и общественных образовательных институтов, способных эти цели реализовывать. В таком случае это образование не в устоявшейся системе, а в новой – гражданской системе образования.
И, как всем показалось, именно такой подход поддержала в своем выступлении заместитель министра Е.Чепурных. Она как раз и говорила о партнерстве и автономной линии общественных движений в этом партнерстве.
…Одним из наиболее интересных на конференции было выступление Михаила Ходорковского. Его главный тезис – развитие экономики напрямую зависит от развития образования, от того, насколько мобильным и гибким будет процесс модернизации, насколько устойчивой будет тенденция многообразия.
Общественный ресурс образования сможет стать эффективным, по нашему мнению, в том случае, если ощутит себя не резервом ведомства, а образовательной возможностью граждан.
Лично я смотрю на эту перспективу с оптимизмом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru