Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Елена КУЦЕНКО

Школа: свои программы, учебники, пособия

Для чего педагогам проходить курсы повышения квалификации, участвовать в семинарах, более или менее понятно: повышается статус, категория, зарплата, в конце концов. Благо, выбор есть: городские, краевые, российские институты повышения квалификации предлагают курсы и с предметной, и с общепедагогической направленностью. Но все чаще конкуренцию им составляют школы, которые в течение последних десяти лет разрабатывали и опробовали на практике собственные программы, курсы, учебники, методические пособия. И теперь приглашают к себе коллег-учителей, чтобы поделиться опытом. Но зачем это нужно школе? Ведь организация семинара – дело хлопотное. Как живется учителям и детям в школе, взвалившей на себя такую нелегкую ношу?
Наугад выбираю в своем районе школу, где только что прошел семинар творческой лаборатории “Фонопедический метод развития голоса и вокально-хоровой работы”, и еду знакомиться, с трудом вклинившись в расписание директора Елены Борисовны Зотовой. У нее то семинар, то отчетный концерт, то окружной конкурс.
Школа № 324: районная средняя общеобразовательная. Детей принимают без отбора. И все-все ребята уже с первого класса начинают петь, танцуют, участвуют в театральных постановках.
– А как же те, у кого нет музыкального слуха?
– Таких детей нет, – объясняет Елена Зотова. – Если грамотно строить музыкальное образование, научить правильному классическому исполнению можно всех. В этом и состоит суть метода, разработанного Виктором Емельяновым, – он ведет теоретическую часть нашего семинара. Раньше считалось, что нельзя учить певца, пока у него не сформировался голосовой аппарат. А мы можем рассказать учителям музыки и хормейстерам, по каким законам голос растет и взрослеет вместе с ребенком. Конечно, не все выпускники школы становятся профессиональными певцами. Только единицы поступают на музыкальные факультеты. Зато дети получают истинное удовольствие от пения, легче осваивают иностранные языки, у них складывается правильная артикуляция, сердце начинает лучше работать, изменяется даже общий эмоциональный настрой, потому что во время пения вырабатываются гормоны радости.
Тут я в очередной раз подумала “о роли личности в истории” отдельно взятой школы. Если директором становится архитектор, школа полна архитектурно-педагогическими изысками, у директора, увлеченного биологией, ученики не вылезают из оранжереи, а директор поющей школы по образованию конечно же хормейстер. Но музыкально-эстетический комплекс не вытесняет остальные предметы. В компьютерном классе ребята самостоятельно создают мультфильмы, оформляют предметные и праздничные проекты. А кабинету с холодноватым названием “Технология” больше бы подошло уютное “Домоводство” – столько там радужных гобеленов, вышивок, лоскутных аппликаций. Уютно в школе и в то же время празднично.
Жили бы да радовались, почивали на лаврах. Зачем созывать гостей из Якутска, Оренбурга, Майкопа, Красноярска, не говоря уж о земляках-москвичах?..
– Семинары, конечно, усложняют жизнь и прибавляют забот, но если учителя не только работают с детьми, но и обучают взрослых коллег-учителей, это повышает их собственный профессиональный уровень. Ведь когда педагоги вынуждены постоянно анализировать свою работу, искать новые приемы и методы, проводить мастер-классы и давать открытые уроки, они прежде всего сами совершенствуются как профессионалы.
– Не бегут от такой дополнительной нагрузки?
– Наоборот, ездят со всех концов города и даже из Подмосковья. И выпускники в школу возвращаются, уже тринадцать бывших наших учеников работают учителями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru