Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ

Модернизация образования поставила перед педагогическим сообществом три основные задачи: качество, доступность, эффективность. Но можно ли отделить обновление содержания школьных программ и учебников от состояния материально-технической базы учебных заведений? Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и генетики преподавать биологию и другие естественно-научные дисциплины в кабинетах с голыми стенами, а химические опыты показывать на пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным, если единственные «орудия производства» современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые промышленные отрасли, объединенные термином «индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера запросы потребителей? Каковы критерии оценки материально-технической базы школ и каналы финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы предлагаем вашему вниманию.

Недобросовестные поставщики:
как найти на них управу?

Казалось бы, мощной защитой потребителя от бракованного товара должна быть система сертификации – на соответствие ГОСТам и гигиеническим требованиям.
Но главная проблема в том, что в отличие от школьной мебели учебная техника (за исключением некоторых наименований) не входит в утвержденный правительством Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации на территории РФ.
Специалисты «Росучприбора» наметили целую программу по повышению качества учебной техники. Уже удалось добиться принципиального согласия правительства на включение целого ряда учебных приборов в вышеупомянутый перечень.
Идет работа над новыми стандартами по безопасности учебной техники.
В августе 2000 года по инициативе «Росучприбора» создан Федеральный экспертный совет по учебной технике.
Члены ФЭС оценивают оборудование по всему спектру учебных дисциплин всех уровней образования – от дошкольного до послевузовского. На мебель и оборудование, так же как и на учебники, ставится гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ».
«Мы прилагаем много усилий, чтобы заинтересовать производителей и доказать им, что экспертиза не формальная, а полезная для них процедура, в результате которой они получат четкие рекомендации, необходимые для успешного бизнеса», – говорит ученый секретарь ФЭС по учебной технике профессор Александр Смирнов.
Главная проблема в том, что экспертиза – дело добровольное. У министерства нет никаких юридических оснований для привлечения к ответственности производителей, выпускающих продукцию без грифа.
Нынешняя позиция Министерства образования такова: стандарты общего и профессионального образования должны включать не только требования к содержанию, но и к материально-технической базе образовательных учреждений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru