Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ

Модернизация образования поставила перед педагогическим сообществом три основные задачи: качество, доступность, эффективность. Но можно ли отделить обновление содержания школьных программ и учебников от состояния материально-технической базы учебных заведений? Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и генетики преподавать биологию и другие естественно-научные дисциплины в кабинетах с голыми стенами, а химические опыты показывать на пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным, если единственные «орудия производства» современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые промышленные отрасли, объединенные термином «индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера запросы потребителей? Каковы критерии оценки материально-технической базы школ и каналы финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы предлагаем вашему вниманию.

Федеральный бюджет: помогут ли
«Дети России» детям России?

Определенный вклад в закупку оборудования для муниципальных образовательных учреждений вносит федеральный бюджет. Однако, по признанию специалистов, количество социальных программ не всегда переходит в качество.

В рамках программы «Дети России» поставляется учебное оборудование для экспериментальных площадок (школ, где проводится эксперимент), для классов трудовой реабилитации и профессионального обучения, мини-тракторы для сельских районов. В интернаты для инвалидов направляются комплекты физкультурно-оздоровительного, развивающего и коррекционного оборудования. В школы для одаренных – приборы и наглядные средства для химических, физических, биологических лабораторий.
По линии Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» оснащаются мастерские, закупается спортивно-туристическое оборудование.
Несмотря на увеличение финансирования некоторых федеральных целевых программ (например, в 1997 г. расходы на программу «Дети-сироты» составляли всего 400 тыс. рублей, а в нынешнем – 45 млн рублей), реальные потребности в этой сфере удовлетворяются в лучшем случае наполовину.
«Можно сократить количество социальных программ, но увеличить вложения в них, выстроив целостную систему государственных мер, – считает директор программы «Дети России» Ирина Кузнецова. – Все эти годы мы латали экономические прорехи, работая как скорая помощь. Программа 2001–2002 годов нацелена на поддержку инновационных проектов, на меры по профилактике той или иной проблемы: это и новые формы усыновления детей, и профориентация и т.д. Тем не менее уже сегодня ясно, что половина средств все равно уйдет на латание дыр».
Президент Некоммерческого фонда поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство» Ирина Борисова видит выход в организации гибкой формы сотрудничества между всеми ветвями государственной власти, общественными организациями, промышленными предприятиями и региональными системами образования. Такая работа уже ведется в рамках проектов социально-экономического партнерства в Приволжском федеральном округе. В Саратовской области планируется открыть «Центр современных профессий и технологий в сфере начального профессионального образования», в развитие которого будут вложены деньги Федеральной программы «Развитие образования», бизнеса и регионального бюджета.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru