Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Н.ГОНЧАРОВА и М.ЛАРИОНОВ

Исследования и публикации

– М.: Наука, 2001

Н.ГОНЧАРОВА и М.ЛАРИОНОВ Исследования и публикации

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов не были эмигрантами в строгом смысле слова: они уехали из России в Париж (столица искусств!) еще в 1915-м. Там их застала революция, и на родину они уже не вернулись. Прожили во Франции полвека, официально так и не став мужем и женой. Приобрели известность на Западе – благодаря театральным работам. Выставки Гончаровой и Ларионова проходили в престижнейших галереях Европы и Америки. В СССР же их картины долгие десятилетия пылились в запасниках провинциальных музеев (куда были «сосланы» в 20-30-е годы за несозвучность соцреалистическому канону). Советским искусствоведам писать о чете авангардистов-эмигрантов не рекомендовалось, да и сами термины «кубизм», «лучизм», «постимпрессионизм» были не в почете.
Несколько лет назад в Третьяковке прошла большая выставка Гончаровой и Ларионова, выходят биографические и исследовательские книги о художниках, красочные альбомы. Иллюстрированный сборник искусствоведческих статей выпустила и «Наука». Ценителям классического авангарда здесь есть что почитать: М.П.Виктурина сравнивает творческие методы обоих художников, А.Н.Иньшаков размышляет о взаимоотношениях лучизма и супрематизма, образы Апокалипсиса в «военной» графике Гончаровой анализирует Н.Мислер… Сейчас искусство этих двух художников признано классикой, а до революции их выставки сопровождались скандалами. Ларионов и его друзья-футуристы расхаживали по Кузнецкому мосту с раскрашенными лицами. До последних дней жизни Михаил Федорович восхищался уличными вывесками, считал их эталоном наивного искусства. В своем же собственном творчестве, по словам искусствоведа, он соединил «живописную вибрацию импрессионизма со структурно-конструктивной ясностью, присущей кубизму».
Гончарова не участвовала в шумных футуристических акциях, она эпатировала дореволюционную публику исключительно своим искусством. Ее примитивистские, неоязыческие полотна на религиозные сюжеты царская цензура считала кощунственными. На одну из выставок художницы была даже вызвана полиция – арестовывать картины. Тем не менее именно Гончарова стала в 1913 году первой в России женщиной-художницей, получившей заказ на роспись православной церкви.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru