Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Пока жива школа, жива и деревня. В современной публицистике эта фраза одна из самых частых. Кто будет спорить с очевидным? Но и школа без участия деревни не состоится, пропадет. Это в городе можно жить в одном месте, а учиться – ездить на метро в другой район. В деревне так не получится. Здесь все рядом, все свои, родные в буквальном смысле – тетки, дядья, сваты, кумы часто живут на соседних улицах. Оттого и учение детей всегда было общим, мирским делом. И школу-то часто ставили на общинной земле, на свои кровные денежки, вскладчину. Сейчас, конечно, многие обстоятельства поменялись, но от древней крестьянской психологии куда денешься? Вот и продолжают люди во многих местах считать школьное дело своим. Всем селом, а то и всем районом ищут деньги для детей, ищут новые формы преподавания и выживания – в Сибири, на Кубани, в Финляндии. О том, что из этого получается, читайте, пожалуйста, в сегодняшнем выпуске «Сельской школы».

Не глубинка, а общее пространство!

Лаборатория “Сельская школа”, Ленинградская область

Лаборатория была создана еще в начале 2001 года, тогда же сформулированы глобальные цели и ближайшие планы. Среди них: не оставлять на произвол судьбы малочисленные и малокомплектные школы, постараться организовать их общее информационное пространство. Ведь ситуация такова, что часто расположенные в глубинке школы предоставлены сами себе. Так возникает ощущение безысходности. Сельская школа вообще никогда не была у нас избалована вниманием. Но посмотрите – за эти годы сформировался уникальный опыт самостоятельного действия сельских школ, который трудно переоценить. У нас каждая такая школа особенная: одна очень уж отдалена от райцентра, в другой – смешанные классы, в третьей и вовсе стоит вопрос о целесообразности ее содержания. Поэтому мы приняли на себя обязанность вникнуть в детали деятельности тех или иных учебных заведений, чтобы не оценивать всех по одной мерке.
Сначала важно представить индивидуальные условия школ и уже потом с группами в чем-то подобных друг другу школ можно решать возникающие проблемы через обмен опытом. Пока сделаны только первые шаги – на базе одной из школ провели собрание директоров сельских школ и договорились встречаться не реже раза в месяц, проводить рабочие заседания лаборатории прямо в школах и обучающие семинары для директоров сельских школ. В ближайших планах – проведение регулярных конференций по проблемам сельских школ. Мы видим свою задачу в том, чтобы создать новый комплекс разнообразной информации, необходимой сельским учителям, собрать описания новаторского педагогического опыта вместе с адресами школ, чтобы учителям можно было поехать встретиться: ведь педагогика – живая наука, лучше всего перенимается из рук в руки. Мы надеемся, что наша работа поможет учителю маленькой школы решать его нелегкие профессиональные задачи, даже живя в отдалении от новых информационных технологий.

Виктор КУЦЕНКО,
руководитель лаборатории “Сельская школа”
при кафедре управления и развития образования
Ленинградского областного института развития образования

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru