НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Школа обретает имидж и объединяет
предпринимателей
Этот материал выйдет в свет, когда в
Екатеринбурге уже пройдут выборы в областной
парламент и всякое упоминание о городских или
областных структурах не будет рассматриваться
как аргумент в их затянувшемся споре.
На фоне потери муниципалитетами фактических
прав учредителей школы глава городской системы
образования Екатеринбурга Тамара Непомнящая
смотрит в будущее с оптимизмом и считает, что
школа как была, так и останется муниципальной. По
крайней мере в ее городе.
Уральские корифеи образования
На эвриканскую учебно-экспертную сессию
в столице Урала собрались более ста
представителей городских школ. Эвриканские
федеральные экспериментальные площадки в
Екатеринбурге одни из самых сильных в России:
школа вероятностного образования Александра
Лобка, проект школы-парка по модели Милослава
Балабана, которую возглавляет Александр Гольдин,
проект школы-театра, наконец, одна из самых
известных сейчас в России школ, в основу проекта
которой положены коммуникативные технологии, –
гимназия «Корифей».
И надо сказать, что этим списком инновационные
проекты столицы Урала не ограничиваются.
Отступление от темы. Как-то один высокий
руководитель образования спросил меня: «Вы
считаете, что все инновационные школы России
собраны в “Эврике”?»
Конечно, я так не считаю, но показательна сама
постановка вопроса.
С одной стороны, есть чиновники, которым уж очень
хочется, чтобы все инновационное движение в
образовании было сосредоточено в одном месте и
чтобы управлять и корректировать это движение
можно было одним мановением.
С другой – и это более существенно – само по себе
инновационное движение настолько неопределенно,
что с точки зрения академических ученых – это
одно, с точки зрения министерского чиновника –
другое, с точки зрения директора или учителя –
третье, а с точки зрения “Эврики” – четвертое.
Поэтому даже предположить, что вся инновационная
рать собрана в “Эврике”, – нелепость, но и не
нужно собирать все в одном месте.
А то вдруг “Эврику” решат завтра прихлопнуть –
вполне вероятная вещь, – и что же тогда, всему
инновационному движению конец?
Поэтому, конечно, считать, что в любом городе,
например Екатеринбурге, эвриканские площадки
представляют весь спектр инновационного
образования, было бы большой ошибкой.
Но эвриканские школы объединены в сеть, и это
выгодно отличает их от остальных школ.
Удивительная вещь: простой факт принадлежности
школы к эвриканской сети теперь уже означает и
для учителей, и для руководства, и для родителей
определенную систему ценностей и особенностей
школьной жизни: приоритет развития ребенка,
особый, открытый и либеральный уклад жизни детей
в школе, приверженность к многообразию,
стремление к свободе и многое другое. По сути, это
уже понимание школы как модели гражданского
общества, а это в свою очередь означает: сети
могут создаваться по самым разным основаниям.
И это понимание разделяет в том числе и городское
управление образования, что очень важно.
Кроме того, было очень приятно видеть, как
спокойно и уверенно руководители городской
системы образования смотрят в свое
муниципальное будущее.
Если это больше самообладание, чем отражение
реальной ситуации, тоже хорошо: директор
чувствует уверенную защиту. По крайней мере я
могу через нашу газету обратиться к
руководителям муниципальных систем образования
и сказать: судя по состоянию дел в Екатеринбурге,
муниципализацию еще рано хоронить. По крайней
мере Тамара Непомнящая, лидер городской системы
образования, твердо уверена, что город в
ближайшем будущем сохранит за собой и финансы, и
административный ресурс управления школой.
Попечители и дети
Так случилось, что гимназия «Корифей»
стала содержательным центром эвриканского
движения на Урале.
Рассказывать о самой гимназии можно много, но
сейчас – только о двух абсолютно инновационных
проектах.
Во-первых, родительский совет «Корифея».
Директор Алексей Бабетов – степенный и
осторожный лидер, он не спешит и не рискует зря.
Поэтому общественное управление гимназии
проходит все стадии своего развития.
Родительский совет – предтеча попечительского
совета, и это сегодня очень эффективная
структура школьного управления. В трудной борьбе
за лидерство пост председателя выиграла
Светлана Ахметгалеева, успешный
предприниматель, прекрасно образованная,
молодая красивая женщина, которая создает поле
успеха и энергии вокруг себя.
Вот два сообщения корифеевского сайта,
посвященные родительскому совету:
«Дисконтный клуб – новая экономическая
политика.
14 марта в гимназии «Корифей» состоялась рабочая
встреча актива родительского совета (РС) под
руководством председателя – Светланы
Ахметгалеевой. Главная тема – подготовка
субботнего расширенного заседания РС и
выработка повестки дня.
Прошло уже два с половиной месяца, сделано немало
интересных дел: организация Совета гимназистов и
совместная с ним акция – пресс-центр расширенной
коллегии министерства образования Свердловской
области; блистательный дебют председателя РС на
московском семинаре попечителей; создание
конфликтной комиссии и много других, менее
заметных, но не менее важных дел – все это должно
стать частью отчетной Летописи. Однако рабочая
группа ставит немало проблем и планов на будущее:
создание школьного медиа-холдинга силами
гимназистов (начиная с новостной телепередачи),
подходы к созданию попечительского совета и др.
Интересную идею накануне внес один из родителей,
А.Е.Спасский, директор издательского дома
«Уралтранс»: создание при гимназии «Корифей»
ассоциации предприятий, которые будут
предоставлять друг другу скидки, а при
необходимости изыскивать средства на проекты
гимназии. В общем, работы много».
6 апреля состоялось заседание инициативной
группы по созданию дисконтного клуба «Корифей».
Это, конечно, рабочее название, но оно отражает
суть нового проекта родительской
общественности. Идея заключается в том, чтобы
объединить дисконтной системой организации,
имеющие то или иное отношение к гимназии. Но не
только экономический интерес лежит в основе этой
затеи. Главное – создать группу предприятий,
которая будет поддерживать систему
профориентации гимназистов, а также найти еще
один повод для продуктивного общения детей и
родителей. «Только таким путем мы можем сделать
образование эффективным», – сказал А.Е.Спасский.
Теперь – пояснения. Корифеи-попечители, на мой
взгляд, предлагают гениальную вещь: бизнес-клуб
для тех, кто вовлечен в опеку гимназии.
И это, с моей точки зрения, блестящая бизнес-идея.
Потому что клубные отношения в бизнесе
эффективнее, чем реклама, потому что реклама тебя
обманет, клубные связи – очень надежные. Но
всегда есть проблема: а на какой основе создавать
клуб?
Кто-то увлекается спортом, кто-то играет в карты,
кто-то любит искусство...
И вот мы дожили до того замечательного момента,
когда в России поводом для клубного общения
предпринимателей стала школа!
Надо сказать, что на меня это произвело огромное
впечатление. Конечно, сам проект еще нуждается в
проработке, но, зная последовательность и
степенность корифеев, можно не сомневаться, что
это состоится.
Но то, что качество образования в гимназии
«Корифей» таково, что у родительского сообщества
на этой почве возникает идея клуба, – это самый
высший экспертный показатель работы школы.
И кроме того, как мне кажется, «Корифей» – место,
где образуется средний класс. Не богатая элита, а
тот самый средний класс, который в систему
ценностей как собственность включает
образование.
На самом деле я глубоко убежден, что именно
формирование среднего класса и есть
предназначение эвриканской сети в образовании.
Еще раз: не в смысле богатых, а в смысле
собственников, предпринимателей.
Потому что инновационное образование – это и
есть предпринимательство.
А еще в гимназии «Корифей» учится Инна Бышевская,
с который мы вместе создаем школу
«Эврика-Хогвартс».
Но об этом – в следующем субботнем номере.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|