Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2002

Первая тетрадь. Политика образования

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Александр АДАМСКИЙ

Школа обретает имидж и объединяет предпринимателей

Этот материал выйдет в свет, когда в Екатеринбурге уже пройдут выборы в областной парламент и всякое упоминание о городских или областных структурах не будет рассматриваться как аргумент в их затянувшемся споре.
На фоне потери муниципалитетами фактических прав учредителей школы глава городской системы образования Екатеринбурга Тамара Непомнящая смотрит в будущее с оптимизмом и считает, что школа как была, так и останется муниципальной. По крайней мере в ее городе.

Уральские корифеи образования

На эвриканскую учебно-экспертную сессию в столице Урала собрались более ста представителей городских школ. Эвриканские федеральные экспериментальные площадки в Екатеринбурге одни из самых сильных в России: школа вероятностного образования Александра Лобка, проект школы-парка по модели Милослава Балабана, которую возглавляет Александр Гольдин, проект школы-театра, наконец, одна из самых известных сейчас в России школ, в основу проекта которой положены коммуникативные технологии, – гимназия «Корифей».
И надо сказать, что этим списком инновационные проекты столицы Урала не ограничиваются.
Отступление от темы. Как-то один высокий руководитель образования спросил меня: «Вы считаете, что все инновационные школы России собраны в “Эврике”?»
Конечно, я так не считаю, но показательна сама постановка вопроса.
С одной стороны, есть чиновники, которым уж очень хочется, чтобы все инновационное движение в образовании было сосредоточено в одном месте и чтобы управлять и корректировать это движение можно было одним мановением.
С другой – и это более существенно – само по себе инновационное движение настолько неопределенно, что с точки зрения академических ученых – это одно, с точки зрения министерского чиновника – другое, с точки зрения директора или учителя – третье, а с точки зрения “Эврики” – четвертое.
Поэтому даже предположить, что вся инновационная рать собрана в “Эврике”, – нелепость, но и не нужно собирать все в одном месте.
А то вдруг “Эврику” решат завтра прихлопнуть – вполне вероятная вещь, – и что же тогда, всему инновационному движению конец?
Поэтому, конечно, считать, что в любом городе, например Екатеринбурге, эвриканские площадки представляют весь спектр инновационного образования, было бы большой ошибкой.
Но эвриканские школы объединены в сеть, и это выгодно отличает их от остальных школ.
Удивительная вещь: простой факт принадлежности школы к эвриканской сети теперь уже означает и для учителей, и для руководства, и для родителей определенную систему ценностей и особенностей школьной жизни: приоритет развития ребенка, особый, открытый и либеральный уклад жизни детей в школе, приверженность к многообразию, стремление к свободе и многое другое. По сути, это уже понимание школы как модели гражданского общества, а это в свою очередь означает: сети могут создаваться по самым разным основаниям.
И это понимание разделяет в том числе и городское управление образования, что очень важно.
Кроме того, было очень приятно видеть, как спокойно и уверенно руководители городской системы образования смотрят в свое муниципальное будущее.
Если это больше самообладание, чем отражение реальной ситуации, тоже хорошо: директор чувствует уверенную защиту. По крайней мере я могу через нашу газету обратиться к руководителям муниципальных систем образования и сказать: судя по состоянию дел в Екатеринбурге, муниципализацию еще рано хоронить. По крайней мере Тамара Непомнящая, лидер городской системы образования, твердо уверена, что город в ближайшем будущем сохранит за собой и финансы, и административный ресурс управления школой.

Попечители и дети

Так случилось, что гимназия «Корифей» стала содержательным центром эвриканского движения на Урале.
Рассказывать о самой гимназии можно много, но сейчас – только о двух абсолютно инновационных проектах.
Во-первых, родительский совет «Корифея». Директор Алексей Бабетов – степенный и осторожный лидер, он не спешит и не рискует зря. Поэтому общественное управление гимназии проходит все стадии своего развития. Родительский совет – предтеча попечительского совета, и это сегодня очень эффективная структура школьного управления. В трудной борьбе за лидерство пост председателя выиграла Светлана Ахметгалеева, успешный предприниматель, прекрасно образованная, молодая красивая женщина, которая создает поле успеха и энергии вокруг себя.
Вот два сообщения корифеевского сайта, посвященные родительскому совету:
«Дисконтный клуб – новая экономическая политика.
14 марта в гимназии «Корифей» состоялась рабочая встреча актива родительского совета (РС) под руководством председателя – Светланы Ахметгалеевой. Главная тема – подготовка субботнего расширенного заседания РС и выработка повестки дня.
Прошло уже два с половиной месяца, сделано немало интересных дел: организация Совета гимназистов и совместная с ним акция – пресс-центр расширенной коллегии министерства образования Свердловской области; блистательный дебют председателя РС на московском семинаре попечителей; создание конфликтной комиссии и много других, менее заметных, но не менее важных дел – все это должно стать частью отчетной Летописи. Однако рабочая группа ставит немало проблем и планов на будущее: создание школьного медиа-холдинга силами гимназистов (начиная с новостной телепередачи), подходы к созданию попечительского совета и др. Интересную идею накануне внес один из родителей, А.Е.Спасский, директор издательского дома «Уралтранс»: создание при гимназии «Корифей» ассоциации предприятий, которые будут предоставлять друг другу скидки, а при необходимости изыскивать средства на проекты гимназии. В общем, работы много».
6 апреля состоялось заседание инициативной группы по созданию дисконтного клуба «Корифей». Это, конечно, рабочее название, но оно отражает суть нового проекта родительской общественности. Идея заключается в том, чтобы объединить дисконтной системой организации, имеющие то или иное отношение к гимназии. Но не только экономический интерес лежит в основе этой затеи. Главное – создать группу предприятий, которая будет поддерживать систему профориентации гимназистов, а также найти еще один повод для продуктивного общения детей и родителей. «Только таким путем мы можем сделать образование эффективным», – сказал А.Е.Спасский.
Теперь – пояснения. Корифеи-попечители, на мой взгляд, предлагают гениальную вещь: бизнес-клуб для тех, кто вовлечен в опеку гимназии.
И это, с моей точки зрения, блестящая бизнес-идея. Потому что клубные отношения в бизнесе эффективнее, чем реклама, потому что реклама тебя обманет, клубные связи – очень надежные. Но всегда есть проблема: а на какой основе создавать клуб?
Кто-то увлекается спортом, кто-то играет в карты, кто-то любит искусство...
И вот мы дожили до того замечательного момента, когда в России поводом для клубного общения предпринимателей стала школа!
Надо сказать, что на меня это произвело огромное впечатление. Конечно, сам проект еще нуждается в проработке, но, зная последовательность и степенность корифеев, можно не сомневаться, что это состоится.
Но то, что качество образования в гимназии «Корифей» таково, что у родительского сообщества на этой почве возникает идея клуба, – это самый высший экспертный показатель работы школы.
И кроме того, как мне кажется, «Корифей» – место, где образуется средний класс. Не богатая элита, а тот самый средний класс, который в систему ценностей как собственность включает образование.
На самом деле я глубоко убежден, что именно формирование среднего класса и есть предназначение эвриканской сети в образовании. Еще раз: не в смысле богатых, а в смысле собственников, предпринимателей.
Потому что инновационное образование – это и есть предпринимательство.
А еще в гимназии «Корифей» учится Инна Бышевская, с который мы вместе создаем школу «Эврика-Хогвартс».
Но об этом – в следующем субботнем номере.

Екатеринбург – Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru