Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
3 АПРЕЛЯ

Елена ЛИТВЯК

День учителей мировой художественной культуры, музыки и ИЗО

Научить рисовать, лепить, играть... И только?

День искусств. Это было заметно сразу. По множеству мелких деталей, по количеству строгих платьев с кружевными воротничками, по деликатности разговоров незнакомых людей из разных школ: “простите, пожалуйста”, “прошу вас”.
“Если вы думаете, что мы должны учить детей воспринимать искусство, то сильно ошибаетесь, – мгновенно захватил внимание учителей академик Борис Неменский. – Мы призваны заниматься гораздо более серьезными вещами. Мало научить рисовать, лепить, играть на инструменте. Приобщить детей к культуре, чтобы ее сохранить, – вот задача. Иначе культура будет сметена антикультурой. Антиискусство – тоже искусство и также воспитывает наших учеников, только не созидающими, а разрушающими идеями. Именно поэтому у искусств всех видов должна быть совершенно особая роль в школе. Роль стержня, держащего человека в вертикальном, стремящемся в высоту, положении. Отсюда и совершенно особая педагогическая позиция учителя искусств”.
Обсуждению этих особенностей и был посвящен круглый стол “Самоопределение учителя музыки”, который правильнее было бы назвать “Самоопределение учителя искусств”. Ведущие “круглого стола”, заместитель директора Центра непрерывного художественного образования Василий Горяев и доцент Российской академии повышения квалификации работников образования Лидия Дуганова, провоцировали присутствовавших на серьезные монологи о сути и смысле учительского труда, о том, кто же такие преподаватели мировой художественной культуры, в чем цель учения музыке, живописи, архитектуре, какие ловушки подстерегают педагога на этом пути.
Как сохранить душевное здоровье наших детей? “Расширять в школе эстетическое пространство, создавать мастер-классы, художественные студии”, – говорили одни учителя. “Невозможно сделать каждого ученика музыкантом, художником или искусствоведом за один час в неделю на музыку и один – на рисование”, – возражали другие. “Задача учителей искусств не в этом. Надо зрителя и слушателя, видящего и чувствующего мир, воспитывать!” – кричали с задних рядов.
“Обольщаться не стоит, – резюмировала Галина Сергеева, сотрудник Центра эстетического образования МИРОС, – целую учительскую команду можно пленить красивыми и доступными педагогическими технологиями, но превращающими искусство в интегрированный предмет, размывающими его. Перед ними сразу встанет закономерный вопрос: а нужна ли в школе музыка, рисование в чистом виде? С другой стороны, а как иначе ребенок соприкоснется с тайнами и трудом высокого ремесла, а не с одной красивой формой, используемой в прикладных целях”.
Вопрос вопросов. Каждый учитель отвечает на него сам, и от этого ответа зависит стиль преподавания и вообще жизнь искусств в школе. Значит, каждый настоящий учитель рано или поздно создает собственную авторскую программу, в которой переосмысливает и синтезирует свои педагогические представления и наблюдения за ребенком.
И еще. Настоящий учитель искусств должен быть особенно внимательным к произносимым словам, их интонации и жестам. Ему больше чем любому другому приходится следить за своей речью: ведь он учит и воспитывает образами. Попрактиковаться в управлении собственной походкой и интонациями можно было на мастер-классе Александры Ершовой “Активные методики и приемы в театральной педагогике”. У каждого учителя есть театр своей школы, где то он сам, то его ученики выходят на сцену. И что с ними в этот момент происходит – чрезвычайно важно и мгновенно влияет на образовательную ситуацию. Как сказала одна из участниц “круглого стола”: “Я вошла в класс, закрыла дверь и забыла о том, что меня чуть не вытолкнули из автобуса, пока я ехала на работу. Я должна быть открытой миру искусства, иначе ничего не получится”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru