Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
2 АПРЕЛЯ

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

День учителя литературы

Чем вооружить ученика, чтобы книга осталась живой

Почему-то в этот день выпал снег, хотя на календаре давно весна. Капризы погоды никого не остановили. Пришло столько народу, что в Большой зал все не вместились. И поэтому утреннее пленарное заседание проводили одновременно в двух залах и каждый доклад повторяли дважды. Уж больно захватывающими оказались проблемы. По словам главного редактора газеты “Литература” Г.Красухина, реформы Министерства образования за последние десять лет напоминают хаотичные движения лунохода: вперед – назад – влево – вправо. Педагоги искренне пытались разобраться в этой сложной траектории и как-то изменить курс, воспользовавшись тем, что в зале были представители “высших” структур, вроде бы готовые услышать голос практиков.

Декан филологического факультета Гуманитарного педагогического института Е.Романичева посвятила свое выступление литературе как школьному предмету. По ее мнению, содержание этого предмета нельзя ограничивать только списком авторов, перечнем произведений и пресловутыми ЗУНами. Важнее сосредоточиться на технологии творческой деятельности, потому что чтение, несомненно, творческий процесс, диалог читателя с книгой. Только, чтобы вести такой диалог, необходимо овладеть особым языком – языком художественной литературы. Как это сделать?
Конечно, содержание предмета во многом предопределено формой подведения итогов. “Мы учим тому, что у учеников спросят на экзаменах”, – звучало неоднократно. Е.Зинина, ведущий специалист по литературе Министерства образования РФ, подробно рассказала о многочисленных экспериментах: о традиционном сочинении, которое в нынешнем году пройдет не традиционно, по открытым темам, с применением лототрона и телевидения, хотя привычные конверты все же отошлют в школы на случай непредвиденных помех; об изложении: его можно будет выбрать как альтернативную форму экзамена; о возможном переходе на устную форму итогового контроля.
Дальнейшая судьба литературы в школе с точки зрения предметных задач волнует сегодня многих. Да, самое важное, чтобы дети полюбили чтение – это всем ясно. Но достаточно ли поверхностного восприятия?
Проблемы анализа литературного произведения, место аналитического метода в преподавании литературы тоже никого не оставили равнодушными. Самые активные попытались даже границу между понятиями “анализ” и “интерпретация” провести, но, по выражению учителя гимназии № 1567 Э.Безносова, тут вопросов больше, чем ответов.
Во время круглого стола “Подходы к анализу художественного текста на уроках литературы” учителя-практики из российской глубинки рассказывали о своем опыте: как, анализируя, не убить живую душу произведения, не разложить на бессмысленный набор формальных элементов, как сделать каждый урок действительно неповторимым.
Что толку в экстенсивном подходе, он бессмыслен. Бесконечное увеличение количества часов, удлинение списка обязательных произведений не спасают. “Лучше вооружить ученика приемом, методом, который поможет юному читателю ориентироваться в море книжных новинок самостоятельно”, – заявил профессор И.Збарский.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru