Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Елена АБУДЕЕВА

Санта-Клаус живет на таможне

Почему детдомовцы получили рождественские подарки из Англии с опозданием на три месяца

Ровно год назад мы писали о том, как в Россию приезжала Марджери Прайс-Джонс, глава международного благотворительного агентства Multi-Aid. Она побывала в Московском центре временной изоляции несовершеннолетних преступников (ЦВИНП), детских домах, школах-интернатах. И увезла обратно в Англию деньги, которыми собиралась помочь нашим сиротам. Образцово-показательные заведения в помощи, как всегда, не нуждались, а обычным нельзя было помочь просто так: требовалось разрешение множества инстанций. Только если оформить все как гуманитарную помощь.
Поэтому Марджери и сопровождавший ее правозащитник Дмитрий Мустафин попросили директоров интернатов и детдомов составить списки самого необходимого. С этими списками Марджери улетела в Великобританию. Ей казалось, что теперь дело за малым – купить все это и прислать в Россию.
О том, что произошло на самом деле, рассказывает Дмитрий Мустафин:

– Чего только не оказалось в этих списках: компьютеры, швейные машинки, оборудование для спортзалов и даже плавательный бассейн.
В Великобритании, понимая, что собственных средств ей не хватит, Марджери начала стучаться во все двери. Она выступила на заседании Британского медицинского общества церебрального паралича, рассказала о нуждах Московской специальной коррекционной школы-интерната № 17 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общество выделило деньги на бассейн, а друзья Марджери из Уэльса купили персональные компьютеры, швейные машинки и одеяла.
Была у Марджери и собственная мечта: пусть каждый ребенок получит к Новому году подарок, адресованный лично ему. Вскоре Марджери с удовольствием оглядывала 1134 коробки с подарками, которые собрали обычные британские семьи. В каждую коробку уложили игрушки, сладости, зимние вещи, связанные вручную, и письмо с рождественскими поздравлениями и фотографиями семьи, которая собирала этот подарок. Марджери виделось: приходит праздник, и дети получают не одинаковые фабричные наборы, а подарки, сохранившие тепло и радость настоящего семейного очага.
В конце ноября Марджери гордо сообщила: грузовик с новогодними подарками для российских детей готов для отправки в Россию. Единственное, о чем она просила, – сообщить адрес получателя гуманитарного груза.
Я, наивный, принялся обзванивать руководителей, мечтавших о помощи. Но директора школ-интернатов, детских домов... отказались получать подарки. Даже могущественный полковник МВД, начальник ЦВИНПа, заниматься растаможиванием груза категорически отказался. Объяснил так: “Мне друг объяснил, что с гуманитарной помощью связываться бессмысленно. Набегаешься так, что никаким подаркам рад не будешь! Извинись перед англичанкой за наш список...
Марджери звонила каждый день и искренне не могла понять, почему я не сообщаю имя и адрес получателя груза. В конце концов я уговорил директора специальной коррекционной школы-интерната № 27 города Коломны Евгения Фадеева стать этим самым получателем...
И вот 7 декабря 2001 года огромный грузовик с подарками для российских детей отправился из Англии на пароме и помчался по скоростным трассам Европы в Москву.
...Весь декабрь Евгений Фадеев, как на работу, ходил по инстанциям. Сначала в Государственный комитет по гуманитарной помощи. Оказалось, что он заседает только 2 раза в месяц и документы нужно подавать за 2 недели. Фадеев заявил, что не уйдет из комитета, пока его документы не примут. Комитет вне очереди рассмотрел вопрос коломенского директора и за одну неделю оформил разрешительные документы.
Но когда Фадеев пришел в Коломенское таможенное управление, он понял, что самое грустное еще впереди. Таможенники привыкли работать с богатыми коммерсантами и обслуживать “сиротские подарки” не спешили. Пролетели новогодние и рождественские праздники, закончились зимние школьные каникулы, минул старый Новый год. Походы Фадеева к таможенным начальникам не приносили результатов. В конце января обеспокоенная Марджери написала письмо президенту Путину. И лишь к концу февраля Коломенская таможня сдалась: разрешила забрать «новогодние» подарки для детей-сирот.
В середине марта в интернате № 27 объявили праздник, распаковали новые компьютеры и швейные машинки. Малыши открыли каждый свою коробку и хвастались плюшевыми мишками и длинноухими зайцами. Разглядывали семейные фотографии англичан, которые желали им счастья и добра в новом 2002 году.
Рождественские подарки из Великобритании достались и Коломенской школе-интернату № 19 для детей с нарушением слуха, и Колычевской специальной коррекционной школе-интернату для детей-сирот, и многим-многим другим интернатам и детским домам Московской области.
Благодаря Коломенской таможне новогодние праздники для детей из Коломны запоздали на три месяца.
Приехала в Россию и Марджери.
– Ничего, – примиряюще сказала она. – В следующий раз я отправлю подарки заранее, в мае. Может, тогда удастся вручить их детям прямо на Рождество?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru