СТАРШАЯ ШКОЛА
Новейший кодекс старшеклассника
Какие качества больше всего ценят
в себе и друг в друге наши ученики?
Мы пытаемся понять психологию ученика,
мы уже почти привыкли называть среднюю школу
«подростковой» и, может быть, начнем называть
старшую «юношеской». Чтобы решить задачи
возраста – задачи самопознания и
самоопределения, – и подросток, и юноша попадают,
во-первых, во внешнее пространство, где есть
возможность пробовать себя в различных видах
деятельности,
и во-вторых – в пространство собственного
сознания: что я могу? Кто я есть и кем могу быть?
Каковы мои ценности? На эти вопросы наш ученик
отвечает словом или поступком, оказываясь в
ситуации интеллектуального поиска, социально
значимого действия или диалога с самим собой.
Качества личности, помогающие утвердиться в
своей среде, бывают самыми разнообразными, порой
неожиданными. Более того, они могут меняться – и
весьма значительно – под влиянием новых
жизненных обстоятельств. Какие же качества
помогают старшеклассникам добиться авторитета у
своих сверстников, прежде всего одноклассников?
Что сейчас является престижным для выпускников?
В 1999 году мы провели социологическое
обследование 1600 выпускников школ нескольких
сибирских городов. Оно затрагивало различные
жизненно важные проблемы, в частности речь шла о
понятии авторитета. В нашем исследовании оно, как
выяснилось, тесно связано с понятием лидерства и
престижа. В каждой среде свои символы престижа,
безусловно, есть они и у старшеклассников. Так,
для выпускников 90-х годов такими знаками
престижа стали модные рюкзаки, роликовые коньки,
курение – для мальчиков, хорошая косметика – для
девочек. В нашей анкете на эту тему было
предложено шестнадцать вариантов ответов. Их
можно классифицировать по шести группам: 1)
внешние данные: красота, сила, умение
использовать силу; 2) коммуникативные умения:
доброжелательное отношение к людям, умение
руководить, манипулировать людьми; 3) интеллект,
сила духа и воли; 5) материальная обеспеченность;
6) бытовые умения. Каждый респондент из
предложенного набора мог отметить несколько, по
его мнению, наиболее важных качеств, причем для
юношей и девушек отдельно.
Какими же приоритетами в соответствии с
расставленными старшеклассниками должен
обладать юноша-лидер? Прежде всего быть
общительным – это качество отметили более 75%
респондентов, а также физически сильным,
независимым и смелым (более 50%). Эти качества в
первую очередь должен иметь юноша, претендующий
на роль лидера в своем классе. Кроме того, совсем
неплохо, если он обладает умением найти
нестандартный выход из сложной ситуации, а проще
– выкрутиться (47% в 1997 г. и 63% в 1999 г.), он добр (55%),
честен и принципиален (48%), не лишен
организаторских способностей (53%). Не помешает
ему некоторое количество ума (32%), правда, учиться
хорошо ему совсем необязательно (26%). Хорошо бы
при этом иметь некоторое количество нужных
связей (37%) и денег (31%), не быть уродом тоже важно
(46%). Владение каким-либо видом единоборств
поможет ему добиться признания одноклассников
(26% в анкетах 1997 года). При этом малозначимым
является то, как он одет (14%) и насколько
хозяйствен и домовит (12%). Вот таков в общих чертах
портрет юноши-лидера, заканчивающего обучение в
средней школе.
Давайте посмотрим, какие качества помогают
девушке завоевать авторитет среди
одноклассников. Общительную, приветливую, добрую
и красивую девушку более половины
одноклассников наверняка выделят из общей массы,
если при этом она еще сумеет продемонстрировать
независимость, собственную позицию (59%),
хозяйственность (39%), достаточную честность (50%),
некоторую долю интеллекта (39%). Заметим, что если
хорошие отметки здесь тоже не имеют большого
значения (39%), то ее шансы стать лидером в своем
классе заметно возрастут. Они, шансы, заметно
укрепятся, если в некоторых ситуациях она сумеет
выкрутиться (36% в 1997 г. и 46% в 1999 г.) или проявить
организаторские способности (34%). Также совсем
неплохо, если она достаточно аккуратна и у нее
есть деньги. При этом (по большинству голосов) ей
совсем не обязательно быть смелой, физически
сильной и уметь драться, а также налаживать
нужные связи. Таковы основные качества, которыми,
по мнению выпускников, участвовавших в нашем
обследовании, должна обладать девушка-лидер.
Теперь о том, что оказалось наиболее значимо для
юношей, а что – для девушек? На первый план для
юношей выходят, конечно, силовые характеристики:
физическая сила, независимость, бесстрашие,
умение выкрутиться, нужные связи. Для девушек
более значимы душевные качества: общительность,
приветливость, доброта. И для юношей, и для
девушек главными являются все-таки
коммуникативные качества. Очень важную роль
играет такое личностное качество, как
независимость, – педагогам и родителям нужно
всегда помнить об этом.
Складывается впечатление, что хорошая учеба не
входит в число приоритетов выпускников школ. Как
показывают результаты нашего обследования, это
действительно так. Но следует отметить, что для
девушек хорошая успеваемость – характеристика в
два раза более важная, чем для юношей. Добавлю,
что если сравнивать результаты социологического
опроса 1997 года с теми, которые мы получили в 1999
году, то можно отметить: хорошая успеваемость
“возросла в цене”. В последнее время все больше
выпускников (примерно на 10% в сравнении с 1997
годом) относят это качество к числу значимых.
Жизнь меняется чрезвычайно быстро, в
соответствии с этим меняются представления о
приоритетности тех или иных качеств личности,
позволяющих укрепить позиции лидера среди
сверстников. На сегодняшний же день
джентльменский набор определен достаточно
четко, возможно, знакомство с ним поможет
педагогам правильно строить взаимоотношения со
своими питомцами. Особенно интересно
рассмотреть перекрестные ответы: что ценят друг
в друге юноши и девушки. Попытайтесь нарисовать
портрет современной “прекрасной дамы” и
актуального “рыцаря без страха и упрека” —
социологические данные к вашим услугам. Это
упражнение можно предложить вашим юным друзьям,
а также родителям и, конечно, психологам. Или
просто порассуждать, перебирая в памяти
“портретную галерею” вашего класса.
Людмила БОРИСОВА
Новосибирск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|