Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СТАРШАЯ ШКОЛА

Новейший кодекс старшеклассника

Какие качества больше всего ценят
в себе и друг в друге наши ученики?

Мы пытаемся понять психологию ученика, мы уже почти привыкли называть среднюю школу «подростковой» и, может быть, начнем называть старшую «юношеской». Чтобы решить задачи возраста – задачи самопознания и самоопределения, – и подросток, и юноша попадают, во-первых, во внешнее пространство, где есть возможность пробовать себя в различных видах деятельности,
и во-вторых – в пространство собственного сознания: что я могу? Кто я есть и кем могу быть? Каковы мои ценности? На эти вопросы наш ученик отвечает словом или поступком, оказываясь в ситуации интеллектуального поиска, социально значимого действия или диалога с самим собой.

Качества личности, помогающие утвердиться в своей среде, бывают самыми разнообразными, порой неожиданными. Более того, они могут меняться – и весьма значительно – под влиянием новых жизненных обстоятельств. Какие же качества помогают старшеклассникам добиться авторитета у своих сверстников, прежде всего одноклассников? Что сейчас является престижным для выпускников?

В 1999 году мы провели социологическое обследование 1600 выпускников школ нескольких сибирских городов. Оно затрагивало различные жизненно важные проблемы, в частности речь шла о понятии авторитета. В нашем исследовании оно, как выяснилось, тесно связано с понятием лидерства и престижа. В каждой среде свои символы престижа, безусловно, есть они и у старшеклассников. Так, для выпускников 90-х годов такими знаками престижа стали модные рюкзаки, роликовые коньки, курение – для мальчиков, хорошая косметика – для девочек. В нашей анкете на эту тему было предложено шестнадцать вариантов ответов. Их можно классифицировать по шести группам: 1) внешние данные: красота, сила, умение использовать силу; 2) коммуникативные умения: доброжелательное отношение к людям, умение руководить, манипулировать людьми; 3) интеллект, сила духа и воли; 5) материальная обеспеченность; 6) бытовые умения. Каждый респондент из предложенного набора мог отметить несколько, по его мнению, наиболее важных качеств, причем для юношей и девушек отдельно.
Какими же приоритетами в соответствии с расставленными старшеклассниками должен обладать юноша-лидер? Прежде всего быть общительным – это качество отметили более 75% респондентов, а также физически сильным, независимым и смелым (более 50%). Эти качества в первую очередь должен иметь юноша, претендующий на роль лидера в своем классе. Кроме того, совсем неплохо, если он обладает умением найти нестандартный выход из сложной ситуации, а проще – выкрутиться (47% в 1997 г. и 63% в 1999 г.), он добр (55%), честен и принципиален (48%), не лишен организаторских способностей (53%). Не помешает ему некоторое количество ума (32%), правда, учиться хорошо ему совсем необязательно (26%). Хорошо бы при этом иметь некоторое количество нужных связей (37%) и денег (31%), не быть уродом тоже важно (46%). Владение каким-либо видом единоборств поможет ему добиться признания одноклассников (26% в анкетах 1997 года). При этом малозначимым является то, как он одет (14%) и насколько хозяйствен и домовит (12%). Вот таков в общих чертах портрет юноши-лидера, заканчивающего обучение в средней школе.

Давайте посмотрим, какие качества помогают девушке завоевать авторитет среди одноклассников. Общительную, приветливую, добрую и красивую девушку более половины одноклассников наверняка выделят из общей массы, если при этом она еще сумеет продемонстрировать независимость, собственную позицию (59%), хозяйственность (39%), достаточную честность (50%), некоторую долю интеллекта (39%). Заметим, что если хорошие отметки здесь тоже не имеют большого значения (39%), то ее шансы стать лидером в своем классе заметно возрастут. Они, шансы, заметно укрепятся, если в некоторых ситуациях она сумеет выкрутиться (36% в 1997 г. и 46% в 1999 г.) или проявить организаторские способности (34%). Также совсем неплохо, если она достаточно аккуратна и у нее есть деньги. При этом (по большинству голосов) ей совсем не обязательно быть смелой, физически сильной и уметь драться, а также налаживать нужные связи. Таковы основные качества, которыми, по мнению выпускников, участвовавших в нашем обследовании, должна обладать девушка-лидер.
Теперь о том, что оказалось наиболее значимо для юношей, а что – для девушек? На первый план для юношей выходят, конечно, силовые характеристики: физическая сила, независимость, бесстрашие, умение выкрутиться, нужные связи. Для девушек более значимы душевные качества: общительность, приветливость, доброта. И для юношей, и для девушек главными являются все-таки коммуникативные качества. Очень важную роль играет такое личностное качество, как независимость, – педагогам и родителям нужно всегда помнить об этом.
Складывается впечатление, что хорошая учеба не входит в число приоритетов выпускников школ. Как показывают результаты нашего обследования, это действительно так. Но следует отметить, что для девушек хорошая успеваемость – характеристика в два раза более важная, чем для юношей. Добавлю, что если сравнивать результаты социологического опроса 1997 года с теми, которые мы получили в 1999 году, то можно отметить: хорошая успеваемость “возросла в цене”. В последнее время все больше выпускников (примерно на 10% в сравнении с 1997 годом) относят это качество к числу значимых.
Жизнь меняется чрезвычайно быстро, в соответствии с этим меняются представления о приоритетности тех или иных качеств личности, позволяющих укрепить позиции лидера среди сверстников. На сегодняшний же день джентльменский набор определен достаточно четко, возможно, знакомство с ним поможет педагогам правильно строить взаимоотношения со своими питомцами. Особенно интересно рассмотреть перекрестные ответы: что ценят друг в друге юноши и девушки. Попытайтесь нарисовать портрет современной “прекрасной дамы” и актуального “рыцаря без страха и упрека” — социологические данные к вашим услугам. Это упражнение можно предложить вашим юным друзьям, а также родителям и, конечно, психологам. Или просто порассуждать, перебирая в памяти “портретную галерею” вашего класса.

Людмила БОРИСОВА
Новосибирск

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru