Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Всегда есть возможность найти соратников, даже если они говорят на разных языках

Все больше детей сегодня не хотят ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!

Часто бывает, что одну и ту же проблему мы пытаемся решить в одиночку, но можно действовать и по-другому. В конце марта в Токио был проведен международный семинар, на котором педагоги и ученые обсуждали пути развития свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала участие в работе семинара.

Восток, как известно, дело тонкое. Наверное, именно поэтому японское правительство, поняв, что очень многие дети не хотят ходить в школу, решило начать борьбу за посещаемость с вложения денег в серьезный научный анализ причин такого, казалось бы, странного явления – у себя и в странах Восточного (Тихоокеанского) региона. В Стране восходящего солнца школу отказываются посещать около 150 тысяч школьников. Они не бросают свои дома, не становятся уличными мальчишками и девчонками. Их родители не тунеядствуют, не доводят конфликты в школе до разрыва отношений с детьми. Но и японские дети, привыкшие всегда и во всем слушаться старших, тем не менее категорически отказываются посещать обычную школу. Однако в школы, построенные на принципах свободного выбора, ходят с большим удовольствием.
Сегодня такие учебные заведения распространены по всему миру, хоть и называются по-разному: свободными, альтернативными или парк-школами; дополнительным образованием; продуктивным обучением... Чтобы разобраться в особенностях работы этих школ, их проблемах, способах поддержки государственными структурами в разных странах, в марте этого года был проведен пятидневный семинар под названием “Альтернативное образование и свободные школы в восточных странах и Тихоокеанском регионе”.
Япония, Индия, Таиланд, Тайвань, Корея, Новая Зеландия, Австралия, Россия и... Дания. Причисление России к Восточному региону оказалось чрезвычайно полезным: семинар был емким, динамичным, образовательным, необходимым для всех участников. Благодаря небольшому количеству людей (9 представителей разных стран работали на семинаре постоянно, еще человек 5–6 подключались лишь на некоторое время), каждый имел возможность подробно рассказать об опыте работы свободных школ в своей стране, о проблемах, с которыми сталкиваются новаторы, о способах их разрешения. Этому и были посвящены первые два дня работы семинара: знакомству друг с другом, пониманию специфических особенностей педагогических и социальных проблем в различных странах. Оказалось, что школы в Новой Зеландии, Австралии, Таиланде, Тайване и Корее очень похожи друг на друга: небольшие, от двадцати до ста учеников; много занятий проводится на природе; дети имеют право посещать именно те места, где им действительно хочется быть; никаких обязательных программ нет.
На третий день было решено сформулировать общие для всех вопросы и обсудить их. В программе эта работа значилась как “дискуссия”. Естественно, что в однотипных школах возникают и похожие проблемы. Но способы их разрешения не всегда лежат на поверхности. Видимо, поэтому дискуссию о будущем свободных школ (и мне не очень нравится это название, но так было принято называть их на семинаре) решили начать с обсуждения тайваньской школы, наиболее остро нуждающейся в помощи своих коллег. Изменение заранее намеченного хода работы было принято единодушно и всем показалось абсолютно естественным. Такое случается нечасто на международных семинарах. Этот момент был настоящей демонстрацией (на деле, а не на словах) того, что люди, учителя, привыкшие идти за каждым ребенком в своей работе, так же спокойно могут подключиться к проблемам коллег и при этом не чувствовать себя ущемленными. Напротив, каждый понимал, что разворачивание ситуации помощи для другого дает великолепную возможность лучше понять свои достоинства и недостатки, а значит, учиться друг у друга.
Последний, пятый, день работы был посвящен совместному составлению текста, резюмирующего обсуждение общих планов. Две группы составили свои варианты заключительного отчета и представили друг другу на обсуждение. В результате получился своеобразный Манифест свободных школ, обращенный к политикам и педагогам. В настоящее время он дорабатывается, редактируется и готовится к печати.
Конечно, небольшой рассказ о собственных впечатлениях не дает всей картины развития свободного образования в мире. Сегодня, начиная рассказ о свободных школах, хочется обратиться с просьбой к читателям. В нашей стране многие работают в открытых структурах, но не все принимают предложенное Милославом Балабаном название школа-парк. Как мы можем объединиться и помочь друг другу? Иногда люди пишут, что развивают парковую систему в полном одиночестве, как, например, Тамара Пакулова из Бурятии, а это так сложно! Начав с рассказа о свободных школах Востока, хотелось бы собрать вместе и тех, кто развивает аналогичные проекты в России. Собрать, чтобы можно было помочь друг другу.
Если вы причисляете себя к подобным учителям, пожалуйста, напишите нам, какое объединяющее название такого движения для вас было бы наиболее приемлемо; чем отличается ваша работа от уже известных школ; какие трудности вы испытываете, как пробуете с ними справляться. Да и нужно ли вам такое объединение? Пишите, мы очень ждем!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru