Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Наталия  ДОВЖЕНКО,
Елена АБУДЕЕВА

ГИФО: первые ставки на сильные вузы и сильных абитуриентов сделаны?

Экспериментальная отработка системы государственных именных финансовых обязательств начнется уже этим летом

Первого апреля в пресс-клубе «4 стороны» состоялась встреча разработчиков идеи ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) с журналистами. На ней присутствовали заместитель министра образования Григорий Балыхин, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководитель центра ВШЭ Татьяна Клячко, ректор Марийского гостехуниверситета Геннадий Ощепков, ректор Финансовой академии Алла Грязнова, ректор Саратовского госуниверситета Юрий Чеботаревский, другие специалисты.

Дискуссия была посвящена предстоящему эксперименту по переходу на финансирование нескольких вузов по системе ГИФО. Как рассказал заместитель министра образования Григорий Балыхин, эксперимент начнется уже в 2002 году в пяти государственных вузах двух регионов – Республики Марий Эл и Республики Чувашия. При этом сертификатное подушевое финансирование составит примерно 50% всего финансирования вузов, которое будет осуществляться одной строкой (правда, по-прежнему с учетом бюджетной классификации). В средства, передаваемые вузу посредством ГИФО, будут включаться заработная плата, начисления по зарплате, статья «Прочие расходы» (такие как оздоровительные мероприятия студентов, командировочные расходы). Коммунальные расходы, средства на капитальный ремонт, а также стипендиальный фонд вуза в ГИФО не включаются.

Пять категорий ГИФО

Вопреки ожиданиям ГИФО не будет выдаваться как отдельный документ (ваучер), а будет проставляться в сертификате об образовании. Однако суть ГИФО от этого не меняется: поступая в вуз, абитуриент “приносит” в него деньги.
Методика финансирования в ближайшее время будет утверждена Министерством финансов. Однако уже сейчас известно, что финансовое наполнение ГИФО будет устанавливаться ежегодно в законе о федеральном бюджете. В настоящее время решено определить пять категорий государственного обязательства (с величинами финансирования на 2002 год): А+ (9375 рублей), А (7500 рублей), Б (3750 рублей), В (3000 рублей), Г (750 рублей). К сожалению, авторы экспериментальных идей пока не смогли предоставить информацию о том, какое количество баллов (по 100-балльной шкале) будет присвоено каждой категории. Напомним, что в 2001 году на одного студента-бюджетника приходилось от 8 до 11 тысяч рублей (100% финансирования, тогда как цифры по ГИФО составят только половину средств, которые получат вузы). Средства ГИФО будут перечисляться в расчете на студента каждый год, однако категория ГИФО будет определяться лишь однажды – при поступлении, чтобы избежать дальнейшего завышения вузами результатов обучения.

Платить все равно придется

Приходится констатировать, что если выпускник получил ГИФО категории ниже А+, то, очевидно, за обучение в престижном вузе ему все же придется доплачивать, так как в соответствии с экспериментальным положением вузы сами будут устанавливать цену обучения по каждой специальности и направлению подготовки и требования к баллам сертификата ЕГЭ. Тем не менее авторы идей уверены: не менее чем 50% студентов будут обучаться только за бюджетные средства – очевидно, предполагается, что в абитуриентах возобладает рассудок и они отдадут свои документы в те вузы, где платить не придется, а не ринутся в столичные институты.
Таким образом, положительным моментом, как полагают разработчики ГИФО, является то, что выпускник, рассылая свои заявления в несколько вузов с разным качеством обучения, заранее будет знать, где и сколько ему придется (или не придется) платить, и, следовательно, у него появится больше возможностей для выбора. Например, получив ГИФО категории Б, он сможет определить, готов ли он доплачивать десять тысяч рублей за обучение в университете X или же согласен учиться в университете Y, но платить при этом только пять тысяч.
Интересно, что, делая выбор между двумя вузами, которые в действительности дают образование примерно одного качества, но выставляют по социоэкономическим причинам разные цены на обучение, абитуриент столкнется все с той же необходимостью лично съездить в вуз, чтобы выяснить, чего он стоит: «Для того чтобы узнать, который вуз лучше, нужно сходить на День открытых дверей!» – дружно посоветовали разработчики ГИФО. А ведь ЕГЭ задумывался и для того, чтобы никуда не нужно было ездить…

Показатели или способности?

Обсуждая эксперимент с государственным финансовым обязательством, участники пресс-конференции отмечали, что ГИФО – лишь один из этапов перехода экономики российского образования к системе подушевого финансирования. Пересчет средств каждого учебного заведения в зависимости от того, сколько в нем учится школьников или студентов, по мнению Ярослава Кузьминова, – единственный способ упорядочить бюджетное финансирование. Заметим, что этот принцип невозможно будет воплотить в жизнь в некоторых уникальных, инновационных либо необходимых для сохранения социума школ: их значение для общества и для развития системы образования не должно затеняться общей методикой финансирования «по головам». Что же касается такой составляющей идеи подушевого финансирования, как ГИФО, хотелось бы получить уверенность в том, что государственное денежное сопровождение абитуриента не заставит приемные комиссии закрывать глаза на его профпригодность. В связи с этим пока непонятно, как с вынужденным для вузов отбором студентов по показателям ГИФО будет сочетаться отбор по способностям. К примеру, можно было бы разработать и утвердить форму проведения собеседования со студентом, имеющим невысокую категорию ГИФО, но заинтересовавшим вузовских преподавателей своими способностями, для того чтобы нестандартно мыслящие абитуриенты тоже могли стать студентами.
Если же отбор будет вестись только по принципу «кто больше принес денег», то профориентация абитуриентов в стране затруднится еще больше.

Скромные победы закона

В положении об условиях и порядке проведения эксперимента четко оговорено: как бы ни сложилась ситуация с распределением категорий ГИФО, ректоры вузов обязаны принять студентов из расчета 170 человек на 10 000 населения. Кроме того, в рамках системы ГИФО сохраняются все льготные условия поступления – на этих студентов делается расчет финансирования в размере 7500 рублей на человека (2-я категория сертификата).

Система ГИФО, по словам Ярослава Кузьминова, разработана с выгодой для хороших вузов и – против слабых вузов. Это еще один шаг от планово-распределительной системы госзаказа к рыночной.
Известно, что идею ГИФО поддерживают далеко не все ректоры, тем не менее ректоры вузов в пилотных регионах не против эксперимента. Однако для того и существуют эксперименты, чтобы вовремя вносить необходимые коррективы. По крайней мере до 2004 года, когда будут подведены итоги эксперимента с ГИФО, могут проясниться многие вопросы, пока не имеющие ответа. Главное при этом – создать возможность для сегодняшних выпускников при необходимости скорректировать свой жизненный путь, совпавший с временем очередных образовательных реформ. А не заставлять их «расплачиваться за ошибки при выборе профессии», как говорится в материалах по ГИФО, – во многом этот выбор будет зависеть от успешности эксперимента.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"