Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
 

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений?

Евгений РУДНЕВ,
педагог-организатор лицея №2
г. Астрахань

А мы начинаем с... форума!

Рассказ о сборе, на котором рождается школьная демократия

У школьного сообщества, решившего развивать демократический уклад жизни, возникает много вопросов: какие формы выбрать, как вовлечь побольше учителей и учеников в управление школой? Чтобы ответить на них, уже пять лет подряд в нашем лицее проводится ежегодный Сбор-старт. Одновременно это и форум (высший орган соуправления), определяющий направления развития школы, и способ сплочения коллектива, и средство получения опыта поведения в гражданском обществе, и форма раскрытия индивидуального потенциала каждого участника. А их собирается до 300 человек: ученики 9–11 классов, педагоги, родители.
Первый этап организации сбора – создание творческой группы – оргкомитета, который отражает интересы разных ветвей соуправления: законодательной (Совета лицея), судебной (комитета «Согласие»), исполнительной власти (Советов классов) и других организаций.
Основная форма организации деятельности на сборе – проектная работа в разновозрастных группах. На второй день проходит защита проектов. Этот этап особенно важен, поскольку отклик участников означает жизнь проекта.
Какие же главные вопросы можно решить на сборе? Модернизировать соуправление на демократических принципах, сформировать правовое пространство, преодолеть существующие школьные стереотипы, разработать концепцию стиля жизни на предстоящий год.
Программа сбора всегда насыщена. В нее включаются разные формы деятельности.
Интеллектуальный марафон. В его основе – определение уровня компетентности в вопросах демократии как детей, так и взрослых; их представлений о плюрализме, толерантности, особенностях прямой и представительской демократии.
Деловая игра. Она включает работу в группах «Законодательная власть», «Исполнительная власть», «Судебная власть», «Форум», «Планирование». Шел активный обмен мнениями, оформлялись итоги работы, обсуждались результаты мозгового штурма.
Мы сообща строим предстоящие планы действий, законопроекты, структуру соуправления, концепцию вовлечения родителей в инновационный процесс, идеи по организации внеурочного времени.
Сбор-старт проводится и среди ребят 5–8 классов. Его организаторами становятся ученики педагогических классов. Так нам удается решить проблему преемственности и приобщить к ценностям демократии большое число детей.
Так взрослые и дети вовлекаются в процессы, требующие самостоятельного, авторского решения, универсальных умений и высокой коммуникабельности – ведь именно эти качества особенно необходимы в школьном соуправлении.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"