Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Школа:
новая система координат

Часть пятая. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Время эффективного влияния общественно-педагогического движения на образование России наступит, с моей точки зрения, лет через десять– пятнадцать.
При условии, что сегодня, завтра и послезавтра мы будем напряженно работать над созданием в образовании гражданских институтов образовательной политики.
Ведь если мы будем создавать гражданские институты в образовании, тем самым через школу гражданское общество будет расти и развиваться.
Обратное верно: если мы не будем работать над созданием гражданских институтов в образовании – гражданского общества в России не будет.

Неведомственная линия

После общественно-педагогического ренессанса конца восьмидесятых, приведшего к созданию Творческого союза учителей СССР и прерванного распадом империи, в середине девяностых и начале нового века общественная и политическая ситуация в России определяется, на мой взгляд, движением страны к гражданскому обществу. А развитие образовательной инициативы идет скорее по ведомственной линии, чем по вневедомственной.
Сама по себе ведомственная система, в силу своей закрытости и стремления сохраниться в качестве монополиста на поле образования, не заинтересована в том, чтобы общественные институты влияли на развитие образовательной политики. Пока не заинтересована. При этом я имею в виду не руководство: министр и его замы, вполне возможно, ничего не имеют против мощной и влиятельной общественной составляющей управления образованием. И даже очень много делают для поддержки профессиональной инициативы: в частности, министерство выделяет из средств Федеральной программы развития образования огромные деньги на развитие эвриканской сети ФЭП.
И я уверен, что это первая ласточка, что через несколько лет объемы государственного финансирования профессионально-общественных инициатив будут составлять основную часть федеральных программ.
Тогда, надо полагать, сменится депутатская и ведомственная элита в образовании, но на авансцену образовательной политики выйдут не они, а гражданские объединения: родительские союзы, попечительские объединения, ассоциации предпринимателей, бизнес-клубы, а также профессиональные круги.
И от этого принципиально изменится сама образовательная политика: ее предметом станет не принятие ведомством «правильного» решения, а согласование позиций многообразных общественно-образовательных институтов.
Недавно министр образования Великобритании посетовала во время встречи со своим французским коллегой, что для принятия любого мало-мальски серьезного решения в области образовательной политики ей надо согласовать точки зрения более чем 2500 образовательных союзов и объединений. И что в этом-то собственно и состоит ее работа.
Я не уверен, что мы уже приблизились к такому типу управления образованием, но начало положено. Только партнеры по согласованию носят пока не совсем еще гражданский характер: думский комитет, крупные партии, региональные администрации, профсоюзы, влиятельная пресса.
При всем моем уважении все это не столько гражданские объединения, сколько институты, приватизировавшие общественное мнение в отсутствие реальных гражданских объединений.
Все мы: журналисты, депутаты, министры, политики – имеем право лишь выражать мнение граждан, служить для них средством реализации их потребностей, в образовании в частности.
…Лет 15 назад главный редактор «Учительской газеты» Владимир Матвеев принимал у меня материал о клубах творческой педагогики «Эврика». Материал назывался первоначально «Общественное движение в образовании». Главный редактор посоветовал мне сменить заголовок: он посчитал, совершенно справедливо, что дразнить гусей еще рано и вместо «общественного движения» можно для начала назвать проще – «неведомственная линия», чтобы постепенно вводить в обиход представление о том, что в образовании кроме государства есть еще и другие игроки.
Прошло 15 лет, и этот шаг, с нашей точки зрения, уже сделан.
Неведомственная линия стала реальностью.
Теперь уже можно переходить к обсуждению общественного движения.

Гражданский образовательный союз

Идея общественного влияния в образовании сегодня, на мой взгляд, состоит по крайней мере из двух частей.
Первая: профессиональное сообщество. Вторая: гражданские образовательные институты.
Сразу скажем: общественное движение предполагает союз первых и вторых.
Мы убеждены, что дальнейшее становление порознь профессионального сообщества и гражданского не приведет к усилению общественного влияния в образовании.
При этом, конечно, существование профессиональных ассоциаций, и особенно сетей, а также образовательных объединений граждан само по себе крайне важно.
Но при этом главной целью общественной линии в образовании является, с нашей точки зрения, составление и принятие общественно-образовательного договора.
Что может стать предметом общественно-образовательного договора?
Прежде всего – общенациональные цели системы образования.
Как это ни прискорбно, но сегодня важнейшую гуманитарную и общекультурную миссию определения целей системы образования выполняют либо чиновники, либо предметники-методисты. А тем временем в России переизбыток дипломированных специалистов существует одновременно с сильным дефицитом квалифицированных кадров по тем же специальностям.
Усиление финансирования образования не приводит к адекватным улучшениям.
Уникальные российские технологии «общественного финансирования» школы приводят к росту раздражения граждан, агрессии по отношению к школе.
На днях я участвовал в Красноярске в интерактивном опросе телезрителей телекомпании «Афонтово» на тему «Готовы ли вы платить за образование ваших детей?». Более 60% телезрителей ответили: «Нет».
И это, на мой взгляд, типичная картина.
Заметьте, вопрос был не о том, есть ли у граждан средства на оплату, а готовы ли они это делать.
Не готовы, потому что в такое образование вкладывать средства бессмысленно. Качество образования таково, что, несмотря на все победы в международных олимпиадах, жизненного успеха, благополучия оно не дает.
То есть граждане не воспринимают образование как сферу своих инвестиций. И не будут воспринимать, пока сами не станут «акционерами» системы образования.
Не в прямом смысле, а в качестве участников определения целей, направлений образовательной политики, приоритетов расходования бюджетных средств и даже кадровых назначений.
Для эффективного участия граждан в образовательной политике необходимы специальные гражданские институты, такие, например, как союзы попечителей, родительские союзы, партнерства бизнеса и образования.
С другой стороны, профессиональные сообщества могут взять на себя ответственность за содержание образования.
С моей точки зрения, реформа содержания образования – это не разработка виднейшими специалистами оптимального учебного плана или набора образовательных областей и их структуры.
Реформа содержания образования – это развитие профессиональных сообществ как ответственных за это самое содержание образования. В классно-урочной школе, там, где сохраняется учебный предмет, уровень, объем и структура математики определяться могут ассоциацией математиков. Они же устанавливают минимальное содержание, и они же утверждают правила аттестации учителей математики.
Тогда профессиональные ассоциации становятся ответственными институтами образовательной политики.
Между гражданскими институтами – союзом попечителей региона, например – и профессиональными ассоциациями – эвриканской сетью экспериментальных площадок, например – и может заключаться общественно-образовательный договор.
И не только относительно целей, а еще и относительно продолжительности обучения в школе, относительно бюджета образовательных программ, относительно способа перехода из школы в вуз, относительно того, кто и как распоряжается школьными деньгами.
Этот общественно-образовательный договор – ориентир для властей.
В этом и состоит суть гражданского общества.
…Гражданский образовательный союз – это пока, наверное, скорее метафора, чем реальность.
А может быть, и нет, может быть, и не стоит ждать 10–15 лет, чтобы сменилась ведомственно-законодательная элита, может быть, уже сегодня общественное движение в образовании готово стать общегражданским образовательным союзом?
Как вы думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru