Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

01, 02, 03...

Следующим в списке должен быть номер Телефона доверия. Но родители и учителя почему-то не торопятся сообщить его детям и ученикам

Обращение за психологической помощью по линиям телефонов доверия – общепринятая практика. Номера этих телефонов во всем мире известны наизусть всем детям и взрослым.
У нас, россиян, все иначе. Телефон доверия мы воспринимаем как серьезную проблему социального и морального плана. Без ее решения как-то даже странно рассуждать о более частных аспектах: способны или не способны специалисты-психологи помочь в телефонном разговоре растерявшемуся, отчаявшемуся, страдающему подростку.
Социальные сомнения, которые вызывает служба телефонной психологической помощи, связаны прежде всего с установкой на доверие. Как можно открыться абсолютно незнакомому человеку? А если разговор с работником службы доверия слушает еще кто-то? А вдруг номер моего телефона определили, меня вычислили, весь разговор записали на пленку и мои роковые откровенности, спровоцированные отчаянной минутой, всплывут потом в самом неподходящем месте? Эти сомнения очень серьезны, и отмахиваться от них нельзя. Они обоснованы, к сожалению, очень тяжелым историческим опытом существования всей страны. Пусть ребенок не пережил такой опыт лично, но негативная информация об этом присутствует в самой атмосфере повседневной жизни, поэтому ему очень и очень трудно снять трубку и позвонить.
Когда современного философа Владимира Микушевича спросили, почему, на его взгляд, в нашей стране не приживается практика психоанализа, он тут же заговорил об опыте глобального социального недоверия: “Было время, когда у нас никто не отваживался быть достаточно откровенным ни с кем. А что, если психоаналитик пойдет и донесет? Русский человек многому и сегодня не доверяет. И правильно делает”.
Спросим себя прямо: в самом деле, где гарантии безопасности для ребенка, который в отчаянии отважился поделиться какой-нибудь страшной бедой с “голосом по телефону”? Не девчоночьим или мальчишечьим горем “Саня бросил, Аня бросила” (хотя и это серьезно), а настоящей, грозной бедой. Добросовестный специалист убедит, уговорит как можно скорее открыться тем единственным людям, которым ребенок, несмотря ни на что, по-настоящему дорог, – родителям. Но все же – где гарантии, что признание останется абсолютной тайной, что родители успеют вмешаться раньше, чем “соответствующие органы” каким-то образом узнают о разговоре? Без либеральных надежд на презумпцию невиновности таких гарантий нет... Зато есть подробное и откровенное признание подростка незнакомому человеку, у которого, не исключено, имеется задание от тех самых органов – отслеживать телефонные откровения определенного характера. Отвергать такие опасения нельзя, и простодушно расценивать их как бредовый пережиток советского страха перед доносом тоже не стоит. Увы, злоупотребление доверием, утечка информации возможны во все времена.
Родительское недоверие к Телефону доверия связано еще и с опасениями, что ребенок способен наивно и неразумно открыть посторонним людям щекотливые и деликатные проблемы семьи, а последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми. Конечно, в родительских возражениях против Телефона доверия присутствуют и чувство обиды, растерянность, униженность: мол, как же так, мне, самому близкому человеку, он довериться не может, а чужому дяде или чужой тете – пожалуйста? Вместо того чтобы самокритично задуматься, почему же ребенок не хочет откровенно поделиться своими проблемами с ним, родитель поддается негативным эмоциям, перенося их на службу доверия как таковую. Во всяком случае факт остается фактом: современные родители в большинстве своем знают о существовании телефонной психологической службы, но не имеют обыкновения так же естественно знакомить ребенка с номером детской линии Телефона доверия, как они знакомят его с другими телефонами, необходимыми в экстренных случаях: 01, 02, 03...
Учителя тоже не добиваются, чтобы каждый ребенок заучил как “дважды два” номер телефона, по которому могут оказать срочную психологическую помощь. Почему? Согласитесь, это странно. Ведь педагог прекрасно знает, что у детей есть проблемы, что они зачастую не могут искренне поделиться ими в семье. И в отличие от родителей у педагога нет иллюзии, что о своих бедах и ошибках страдалец-хулиган обязан откровенно рассказывать именно ему. Казалось бы, учителю все карты в руки: подробно расскажи ученикам на уроке о Телефоне доверия, крупно напиши на доске номер телефона и убеди обращаться к специалисту во всех тех мыслимых и немыслимых случаях, когда детвора способна наделать глупостей, а родителям или учителям довериться не может. Глупости, увы, бывают непоправимые. Ведь никто из маленьких самоубийц, о которых мы узнавали с замиранием сердца, перед своим роковым и дурацким решением не звонил по Телефону доверия, не разговаривал с психологом, не получал помощи. Если бы им было внушено, втолковано: тянет тебя броситься с крыши, сначала позвони, поговори, прыгнуть всегда успеешь! – может быть, такого страшного исхода и не случилось бы. Так почему же учителя не вдалбливают в глупые и несчастные юные головы нужные номера телефонов? Остается предположить, что просто не считают это своим делом.
Но имеем ли мы право оставить ребенка страдать одного? Не предложить ему помощи, хотя бы по “Телефону доверия”.

Елена БЕРШАЧЕВСКАЯ,
Александра НЕКРАСОВА
Тебе плохо, и ты не знаешь, кому рассказать о своем несчастье?
Позвони!
Тебе хорошо, но не с кем поделиться счастьем?
Позвони!
И горе твое, и радость разделит человек на другом конце телефонного провода...

Если тебе хочется бегать по потолку, ходить по головам, ссориться, обижаться, мстить, быть злым, спать, не просыпаясь, пить, курить, колоться, всем грубить, никому не верить и ненавидеть весь мир, не бросай телефоном о стену...
Сними трубку и позвони нам.
Разговор – это выход

СТОЙ!
Ты согласен с тем, что никому на свете нельзя верить?
МЫ – НЕТ!
Позвони нам по телефону, и ты увидишь, что есть хотя бы один человек, который готов выслушать и понять тебя.

Тебя не понимают? Не можешь разобраться в себе? Или попал в переплет? И не знаешь, что делать?
Наверное, тебе нужно с кем-то поговорить, и хорошо бы с тем, кому ты доверяешь. А может, на Телефоне доверия ты найдешь того, кто тебе сейчас нужен? Рискни! Тебе готовы прийти на помощь в любое время суток.
Время звонить на
ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ.
2-65-2-67-2
Уважаемые родители!
Если вы ударили ребенка и думаете, что зря, позвоните нам.
Если вы ударили ребенка и думаете, что не зря,
позвоните нам!
Если вы ударили ребенка и об этом не думаете, позвоните нам!!!
2-65-2-67-2

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru