Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ

Несомненно, есть некоторое преимущество в возможности подключаться к дискуссии не сразу, а через определенный такт времени. Теперь мы можем размышлять не только над статьей Анатолия Цирульникова, но и других наших с вами коллег: Владимира Загвоздкина, Александра Лобка, Ефима Рачевского, Наты Крыловой – всех, кто уже успел выступить на наших страницах в № 2, 6, 10 в 2002 году. Сегодня – продолжение дискуссии о сетевом образовании.
Сергей ПОЛЯКОВ,
доктор педагогических наук
г. Ульяновск

Сетевое образование и воспитательное пространство

Они построены по одному принципу.
В их основе – педагогическое событие,
где происходит встреча взрослого и ребенка

Cогласен с Анатолием Цирульниковым, что феномен сетевых сообществ не нов для отечественной педагогики. Но неужели в научной педагогической теории нет конструкций, подобных сетевому образованию? Конечно, есть!
Например, становление категории “воспитательное пространство”. Это словосочетание используется исследователями и практиками, ориентированными на научную группу Людмилы Ивановны Новиковой – Натальи Леонидовны Селивановой.
Вначале оно обозначало учреждения и организации, которые имеют определенный воспитательный потенциал и связаны друг с другом организационными связями (внимание!), совершенно не обязательно вертикальными. Но в последнее время молодые сотрудники лаборатории Новиковой – Селивановой, Дмитрий Григорьев и Ирина Кулешова, предложили такую трактовку “воспитательного пространства”, которая сделала эту научную позицию гораздо более интересной. По Григорьеву, воспитательное пространство – это педагогизированная среда, механизмом построения которой является динамическая сеть (!) взаимосвязанных педагогических событий, в каждом из которых происходит встреча взрослого и ребенка, их со-бытие.
Может быть, применимы к феномену сетевого образования и закономерности, обнаруженные в исследованиях распространения педагогических инноваций: четырехслойность инновационного потока (распространение идей, распространение знаний, распространение умений, распространение целостного опыта); наличие инновационных ядер, обладающих определенными характеристиками (способы взаимодействия с последователями, масштабом и интенсивностью функционирования, авторитетностью, формой “упаковки” передаваемого новшества); инновационным потенциалом ядер...
И все-таки не сетевое образование вместо образовательной вертикали, а образовательная сеть вместе с управленческой вертикалью.
“Вместе” – не означает союз и полное согласие. “Вместе” означает взаимодополнение, разумное оппонирование, размежевание функций, взаимную адекватную поддержку через механизмы, не разрушающие партнера по взаимодействию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru