Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО...

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Посеешь ведомственный эксперимент –
вырастет качество образования?

Или Буратино в чем-то ошибался?

На днях состоялась пресс-конференция министра образования РФ Владимира Филиппова.
Главным событием в образовании, по мнению министра, сейчас можно считать подготовку проекта постановления правительства о создании Государственной аттестационной службы, независимой от органов управления образованием и призванной осуществлять контроль за обеспечением качества образования на всех его уровнях. Документ должен быть представлен в правительство не позже 31 марта. Так выполняется одна из важнейших задач, заявленных в плане основных мероприятий Министерства образования по реализации Концепции модернизации российского образования в 2002–2004 годах.
Как продвигается решение остальных вопросов? Как всегда, в центре внимания общественности и СМИ – эксперимент по единым государственным экзаменам, в котором летом нынешнего года примут участие 17 территорий. Место только что выбывшей Липецкой области немедленно заняла Читинская. Энтузиазм регионов, желающих попасть в число пилотных, Владимир Филиппов объясняет тем, что ЕГЭ сегодня служит важнейшим политическим ресурсом для губернаторов и глав администраций. Задача ближайшего этапа видится министру в проведении разъяснительной работы о позитивной роли единых экзаменов по сравнению с традиционными и в дальнейшем совершенствовании контрольно-измерительных материалов.
Гораздо меньше и неохотнее министр отвечал на вопросы журналистов о ГИФО, эксперимент по введению которых также намечен на лето текущего года. Окончательный список пилотных вузов планируется утвердить 1 апреля – вместе с перечнем, в котором будет указана стоимость ГИФО каждого уровня. Как известно, именно последний вопрос провоцировал наибольшие споры и раздоры среди ректоров, полагавших, что первоначальные цифры, называвшиеся реформаторами, не соответствуют реальным затратам на обучение одного студента, из-за чего родителям учащихся придется доплачивать слишком большую сумму, и участь российских граждан от подобного нововведения не облегчится. (Например, предполагалось, что 25 тысяч рублей должен стоить сертификат А+ для отличников, 17 тысяч рублей – для хорошистов, 7–9 тысяч рублей – для троечников и т.д.).
Теперь же принято принципиальное решение: в стоимость ГИФО закладываются лишь расходы на зарплату преподавателям и стипендию студентам, а на содержание материальной базы вузов, коммунальные расходы, ремонт и оборудование средства будут выделяться отдельной строкой.
Как выяснилось в ходе пресс-конференции, открытым остается и вопрос о возвратных субсидиях, которые наряду с ГИФО призваны служить адресной формой социальной поддержки студентов из малообеспеченных семей. Другая задача такого типа кредитования – обеспечить приток молодых кадров в социально значимые отрасли бюджетной сферы: здравоохранение, образование, сельское хозяйство. Напомним, что тем выпускникам, которые отрабатывают в течение пяти лет по избранной специальности в названных отраслях, кредит прощается. Остальные должны вернуть затраченные на их подготовку государственные средства в течение 10–15 лет.
Теоретически эта идея представляется разумной и логичной, однако эксперты прогнозируют сложности на практике. Например, данная схема могла бы успешно работать, если бы ее можно было распространить в массовом порядке абсолютно на все вузы, Но это заведомо невозможно сделать из-за того, что жесткое распределение молодых специалистов в рыночном секторе экономики – это нонсенс: нелепо заставлять отрабатывать кредиты журналистов, артистов, инженеров, юристов, экономистов, менеджеров. Да и обязательное, под страхом возвращения огромных долгов за 5 лет обучения трудоустройство выпускников в бюджетной сфере вызывает не меньше возражений.
Поэтому господдержка (в виде предоставления возвратных субсидий) студентам социально значимых вузов может обернуться для этих учебных заведений медвежьей услугой: уменьшится их популярность, снизятся конкурсы и уровень абитуриентов...
Эксперимент по введению возвратных субсидий запланирован на лето следующего года. У Министерства образования есть время подумать (а может быть, даже и передумать?).
Впрочем, не стоит гадать на кофейной гуще, как это мы делали еще недавно, пытаясь предсказать тему сочинения на выпускном экзамене: «Луч света в темном царстве», «Отцы и дети» или «Любовь Онегина к Татьяне». Министерство решило избавить нас от этого труда, а чиновников из региональных органов управления образованием – от необходимости хранить тайну, тем более что это им не всегда удавалось. С нынешнего года на страницах газет задолго до экзаменов будет публиковаться грандиозный список возможных тем сочинений – две-три сотни, а в день экзамена чуть ли не на основе лотерейного розыгрыша по местному ТВ будут объявлены две-три окончательные темы.
И, как говорится, ни пуха ни пера!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"