Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Школа: новая система координат

Часть вторая. САМИ СЕБЕ ХОЗЯЕВА

Итак, школа – без хозяина.  Это действует на учителей и управленцев магнетически – как будто пелена на глазах и неизвестно куда идти.Но что если предположить: у школы нет хозяина не потому, что прежний школу бросил, а потому, что никто из прежних уже не хозяин объективно.  Просто сегодня, на наш взгляд, появляются пока еще не очень ясные контуры новой ситуации, в которой у школы нет привычного собственника.  Медленно-медленно формируется новый собственник школы – она сама.

И если это так, если более естественно для школы, чтобы ее учредителями были сами родители и учителя, а государство именно им передавало собранные бюджетные средства, то становится понятно, почему столько лет не работает механизм учредительства, почему у школы нет реального собственника.
Власть уже не является для школы эффективным собственником.
И деньги тратятся из рук вон плохо, и заботы о школе, по сути, нет никакой, и цели объявляются какие-то архаические, и задачи ставятся нереалистичные. То 12-летка неизвестно зачем свалится на голову, то патриотическое воспитание из каких-то пыльных сундуков достается, то вдруг инспекцию реанимируют, то миллиарды на сельские компьютеры начинают тратить, то снова на стандарты набросятся, то учебники по истории начнут ругать, потом «неожиданно» увидят беспризорников…
Поэтому, с нашей точки зрения, тезис о том, что школа осталась без хозяина, – позитивный тезис.
Просто те потенциальные хозяева, между которыми мы сейчас мечемся, пытаясь прибиться то к муниципалитету, то к федеральному уровню, то к его краю – региону, перестали таковыми быть.
Школа как общественный институт выросла и окрепла настолько, что больше уже по сути своей не нуждается в хозяине.
Отношения граждан и образования стали такими, что любой посредник только мешает.
Образовательная деятельность, как нам кажется, исторически переросла тот возраст, когда может осуществляться исключительно в рамках института, принадлежащего государству или вообще власти.
Школа объективно повзрослела, и пора ей быть самой себе хозяином. А свои отношения с гражданами, муниципией и государством строить на основах равноправного партнерства.
Она сама определяет образовательную программу, бюджет и даже уровень заработной платы учителям. Школа сама решает, чему учить и на что тратить деньги. Сама определяет сроки обучения, систему выпуска, сама выбирает учебники, продолжительность обучения и параметры качества своего обучения.
Кстати говоря, нетрудно догадаться, что если бы 10 лет назад такая политика начала проводиться в жизнь, то в России уже были бы приняты и действовали государственные стандарты в образовании, но не разрабатываемые академиками-методистами из РАО, а стандарты, о которых договорились бы сами учителя.
И финансовый норматив уже был бы принят – а иначе как бы могли формировать муниципальные бюджеты, если каждая школа – бюджетополучатель.
И единый экзамен появился бы – родители потребовали бы его ввести.
Автономия школы задает проблематику введения всех этих механизмов.
И наоборот: введение всего этого без автономии школы бессмысленно, нет оснований для стандарта, норматива и даже столь любезного моему сердцу единого экзамена.
В любом другом случае система, подмявшая школу под себя, использует прогрессивные механизмы модернизации не для модернизации образования, а для умощнения себя. Стандарты – для ужесточения чиновничьего контроля, независимую систему оценки качества образования – для умощнения бюрократических процедур, единый экзамен – для консервации примитивных подходов к обучению, которые легко контролировать.
И этот основной инновационный проект образовательной политики прописан в Законе РФ «Об образовании»: школа как юридическое лицо, школа как самостоятельный субъект финансово-хозяйственной деятельности, школа как бюджетополучатель, школа как самоуправляющаяся организация.
Для этого и условия в законе указаны: финансовый норматив, независимая система оценки качества, органы школьного самоуправления, а также система формирования образовательной программы школы с правом определения самой школой этой программы.
Автономия школы как основа развития института общего образования – вот источник проблематики. Потому что только при этом условии могут заработать механизмы самоорганизации и саморегулирования.
– А у нас учитель не готов!
– А у нас родитель не готов!
– А у нас чиновник не готов!
– А у нас общественное мнение не готово!
– Мы не готовы!
Вы знаете, откуда эти стоны про то, что «учитель не готов»?
От бюрократической привычки немедленно претворить в жизнь выдвигающуюся идею. Для чиновника обсуждение идей без немедленного внедрения в жизнь бессмысленно.
«Не надо забалтывать модернизацию!» – лозунг дня.
Не надо забалтывать, поэтому быстро-быстро сляпали тесты, и теперь их уже не изменишь – организационного ресурса нет.
А мы не предлагаем завтра ничего менять.
Мы выдвигаем идеологию, например, для союза «Эврика»: школа сама себе хозяин.
Поэтому надо не ждать заказа или государственной цели, а самим над ними работать.
И учебные планы – наше дело.
И учебники – нам выбирать или писать.
И стандарты должны быть не государственными, а школьными. У каждой школы свои.
Давайте так подумаем о школе, просто подумаем, представим себе, что она сама себе хозяин. Это другая система координат.
Но если школа сама себе хозяин, у нее и экономика другая, и управление.
Но об этом – в следующем номере.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"