Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N15 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
учитель открытой парк-студии

Вопросы после семинара

Сегодня вместо рубрики “Вопросы после семинара” мы публикуем отзыв педагога, прочитавшего статью И.Сигела. Это скорее вопросы на полях конспекта, на которые каждый так или иначе отвечает, опираясь на свою практику.

Ирвинг И.Сигел строит свои размышления об организации учебного процесса на известной теории Жана Пиаже о развитии человека. На первый взгляд спорить с данными психологии не имеет смысла, так как данная концепция построена на подтвержденных экспериментальным путем фактах. Однако выводы относительно необходимой и достаточной подготовки учителей, на мой взгляд, неправомерны.
Дело в том, что автор статьи исходит в своем анализе из постулата, утверждающего, что обучение в школе должно быть построено как одновременное прохождение одновозрастной группой детей (классом) заданного педагогом учебного материала. Именно это утверждение, ошибочно принятое за не требующую доказательств истину, в очередной раз заводит нас в тупик.
Усредненные данные по определению возрастной периодизации хороши лишь для научного обобщения, а не для организации педагогического процесса с конкретными детьми. Всем давно известно, что на самом деле кроме абсолютного возраста существуют возраст физиологический, психологический и многие другие индивидуальные особенности. Учесть все это и организовать идеальное обучение практически невозможно, так как количество индивидуальных особенностей у каждого человека бесконечно. Если учитель на каждом уроке будет пытаться анализировать все имеющиеся данные и строить в соответствии с ними занятие, времени и сил на работу у него не останется, а ошибки будут неизбежны.
Для того чтобы реально позволить каждому развиваться сообразно собственным возрастным и психологическим особенностям, нужно изменить организацию школы и вернуть детям право на выбор наиболее интересных и важных для них занятий. Одновременно придется отказаться еще от одного постулата класс-школы, гласящего, что только взрослые люди знают, что для ребенка полезно, а что вредно. Только вера в детей и отказ от классно-урочной образовательной системы позволят реально, а не теоретически каждому ребенку развиваться в соответствии со своими возможностями и потребностями. Тогда и учитель будет вынужден планировать свою работу так, чтобы не противоречить природе учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru