Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N15 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Вас, дорогие читатели, мы приглашаем сегодня в театр. Не в культпоход, чтобы весь класс до одного посмотрел программное произведение, а в Клуб искусств Российского академического молодежного театра. Московские учителя вместе со своими учениками стали постоянными гостями творческой экспериментальной мастерской РАМТа по работе со зрителями под руководством Ирмы Сафаровой. Учителя, старшеклассники и их родители участвуют в дискуссиях, организованных педагогами мастерской, побывали с экскурсией за кулисами театра, выпускают газеты, посвященные встречам в Клубе искусств. И рассказывают сегодня о содружестве театра и образования.

Зоя БАСКАКОВА,
учитель русского языка и литературы
Центр образования “Измайлово” № 18811, Москва

Главное – делиться впечатлениями после спектакля!

Я не знаю приемов, пользуясь которыми педагог мог бы приохотить к театру любого ребенка. Можно только заразить детей своим искренним увлечением. Но лишь в том случае, если отношения с учениками человеческие, доверительные. Театр – моя слабость, и я не скрываю этого. Рассказываю ребятам, как захватывает дух при входе в театр, с каким удовольствием усаживаюсь в кресло, разглядываю сцену перед спектаклем, предвкушаю. Очень люблю театр “Сфера”: входишь в просторный холл, звучит живая музыка, публика собирается в кафе, там же актеры начинают пролог к спектаклю.
И когда увлеченно рассказываю об этом ребятам, они загораются и на мое предложение пойти в следующий раз вместе отвечают согласием. Не весь класс, конечно. Зато те, кто пошел, обычно не жалеют, наоборот, мы так серьезно и увлеченно обсуждаем постановку на следующем уроке литературы, что тихо завидовать начинают отказавшиеся. А первыми впечатлениями делимся сразу же, едва выйдя из театра. Это очень важно. Бывает, останавливаемся посреди улицы, чтобы выслушать мнения и вопросы друг друга.
Постепенно моих спутников-театралов становится все больше. Одни присоединяются из любопытства, других заинтересует разговор в классе после спектакля, третьи из чисто внешних побуждений: чтобы соответствовать облику человека, интересующегося искусством. Это не страшно: чтобы искренне увлечься театром, нужно начать в него ходить. И, конечно, выбирать хорошие спектакли. Я сначала иду одна, потом, если мне понравилось, предлагаю посмотреть ребятам. Хорошо, если пьеса созвучна сегодняшнему настроению в классе, помогает решить назревшую человеческую проблему или подсказывает выход из конфликта. Или расширяет представление об изучаемом в тот момент литературном произведении, когда каждый сравнивает трактовку режиссера с собственным пониманием. Помню, как после увиденной в РАМТе “Грозы” потрясенные ребята поняли, что Тихон по-настоящему любит Катерину.
Со временем появляется видение театра как синтетического вида искусства: интересными становятся не только режиссура и сюжет, ребята начинают оценивать музыку, костюмы, декорации; спрашивают, например, о разнице между режиссером и постановщиком.
И конечно, грамотными зрителями становятся прежде всего ученики из числа тех, кто параллельно со школой учится в театрально-педагогическом колледже.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"