Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N15 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Евгения СОЛОВЕЙ

Оказывается, история начинается с “я”!

И не только в летописях, но и на уроке

Преподавание истории в школе начинается с 5 класса. Но учителя-предметники иногда предпочитают познакомиться с будущими учениками пораньше, в начальной школе, и предварить обязательную программу пропедевтическим курсом, чтобы заинтересовать ребят и облегчить их вхождение в историю. По мнению Евгении Соловей, в опыте работы предметника-историка в начальной школе самым интересным было то, как учитель и ученики осваивают историю – делают ее своей в процессе изучения.

Начиная преподавать историю с 4 класса, я думала, что очень важно как можно раньше пробудить интерес детей к истории, вовлекая ребенка в совместную с ним деятельность. Моей главной целью было не сообщать исторические сведения, а побудить детей к осознанию своей собственной истории. Мне хотелось, чтобы на моих уроках в ребятах пробудился не только интерес, но и уважение к своему и чужому прошлому, настоящему, будущему.
Пособий и книг по курсу несколько, но мне приглянулась книга Н.Г.Петровой “Введение в историю” и рабочая тетрадь к этому учебнику.
Дело в том, что в логике курса охватываются все вспомогательные исторические дисциплины, без знакомства с которыми дальнейшее историческое образование затруднено. А после курса “Введение в историю” разговор в средней школе на исторические темы будет иметь под собой некоторую почву. Образно-памятные зацепки из курса 4 класса протянутся к новым образам, фактам, явлениям всемирной истории.
Поэтому ко всем темам курса мною были добавлены творческие работы и задания, в которых ребенок может выразить свои мысли, эмоции, ощущения.
Приведу некоторые творческие задания, придуманные мной, подсказанные самими детьми или родившиеся прямо в процессе совместной работы с ребятами на уроке.

Клио и ее помощники

Начать изучение темы можно с вопроса о том, что могут найти археологи лет через 500 после нас. Ответ, естественно, выведет на различение видов исторических источников, что позднее облегчит понимание различий между помощниками Клио.

Письменные источники

Тема обширная, непростая. В первой части я предлагаю детям самим убедиться во всех прелестях и неудобствах рисуночного и символического писем. Они пытаются написать другу, не пользуясь буквами, и прочитать ответы. После некоторых мучений мы вместе приходим к выводу, что пора изобрести алфавит. И обсуждаем рассказ Р.Киплинга “О том, как было написано первое письмо”.
Тут-то и начинается вторая часть темы, включающая необычную работу: подготовку к походу в Музей книги, находящийся в Российской государственной библиотеке. В учебнике довольно подробно и красочно описана часть экспозиции, поэтому, придя в музей, дети радуются встрече с уже знакомыми предметами. Музей довольно насыщен, несмотря на его небольшую площадь (отличительная черта российских музеев). Поэтому предлагаю ребятам записать и зарисовать самые яркие и запоминающиеся экспонаты, чтобы потом в классе продолжить работу по материалам экскурсии.
Мы делимся на команды и затеваем игру на самую внимательную команду. Суть игры в том, что командам дается некоторое время, чтобы собрать и перечислить на листе бумаги все впечатления от поездки, экспозиции музея. Потом выбирается по одному представителю от каждой команды и начинается игра: дети по очереди перечисляют предметы. Задача – не повторяться и назвать как можно больше. Ребенок может использовать помощь команды при заминке или нехватке материала.
Игра проходит с большим азартом, а главное – ситуация вынуждает напрягать память, обращаться к своим ощущениям, эмоциональным переживаниям, ибо запоминается именно то, что тебя поразило или взволновало.
Третья часть темы наиболее сложная: дети пытаются прочесть древние русские тексты, понять новые необычные слова, да еще и разделить все тексты на несколько групп. Чтобы этот трудный материал стал ближе и понятнее, предлагаю ребятам создать свои тексты на разные темы: например, побыть в роли летописца своего класса или школы, описав очень значимое и запомнившееся событие; издать указ или заключить договор между ребятами или детьми и взрослыми, поняв, таким образом, назначение официальных документов.
Говоря о берестяных грамотах, можно написать друг другу письма, представив, что ты пишешь на бересте. А если летом заранее ее заготовить, то все будет совсем натурально. О художественной литературе можно поговорить, предложив написать мини-сочинение на любую понравившуюся тему, чтобы вызвать эмоции и красочные образы.
Говоря о тайнописи, ребята с большим интересом придумывают свои шифры, пишут друг другу шифровки, стараются их разгадать.

Археология

Ходить в музеи, конечно, хорошо, но походы, вызванные родившейся необходимостью, – еще лучше. Поэтому самое время пойти в Музей археологии на Манежной площади. Можно или заказать экскурсию, или дать детям предварительные вопросы для самостоятельной работы в музее. Это заставляет самостоятельно или вместе с друзьями внимательно разглядеть, подумать, выдвинуть свои версии, зафиксировать в блокнотах, зарисовать. По-моему, знания, приобретенные самостоятельно, надолго остаются с человеком.
Во время изучения темы “Археология”, можно предложить ребенку вопрос: что археологи будущего найдут после тебя лично? Говоря об археологических раскопках Помпеи, можно показать знаменитую картину К.Брюллова, сопровождая текстом в книге, а также предложить пофантазировать: представь, что тебе предстоит покинуть свой город. Спасаясь от вулкана, кого или что ты взял бы с собой и почему. И тут мы говорим о ценностях каждого ребенка, которые имеют полное право на существование и не оцениваются.

Антропонимика

Тема интересная и захватывающая, каждый имеет к ней самое непосредственное отношение, ибо всегда интересно, откуда взялись мое имя, отчество и фамилия.
Рождается множество вопросов: что появилось раньше, из какого языка пришло мое имя и что оно значит, почему меня именно так назвали, а не иначе, понять, нравится ли мне собственное имя или я предпочел бы другое? Почему, откуда произошла моя фамилия и что она может рассказать о моих предках?
Кроме этого мы играем со своими именами, придумывая множество разных форм и производных – от уменьшительно-ласкательных до известных только в узком семейном кругу. Прошу детей поинтересоваться, какие их тезки были знаменитыми людьми, рассказать о них что-то необычное, яркое.
Касаемся еще одной стороны этой темы – прозвища. Я прошу каждого придумать самому себе необидное прозвище, которое могло бы рассказать о каком-то хорошем качестве. Иногда дети придумывают прозвища друг другу, интересуясь, не обижает ли оно товарища. Тем самым, на мой взгляд, проблема обзывательств переводится в более культурный пласт отношений.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Suplicio.ru. Посетив сайт интернет проекта Suplicio.ru, Вы найдете информационный ресурс, посвященный метрологии, стандартизации и сертификации. Большое количество статей и видео материалов расскажут про пути развития зерносушилок, их классификацию, государственное инспектирование качества хлебопродуктов, виды сертификации и многое другое. Удобный рубрикатор, представленный на сайте интернет проекта Suplicio.ru, поможет быстро найти нужную публикацию.

Генеалогия

Тема, продолжающая предыдущую. Ребятам предлагается исследовать свои более глубокие семейные корни. Можно выяснить, в каких семьях сохранилась память о как можно большем количестве поколений. Это побуждает листать вместе с родителями семейные альбомы, рыться в старых фотографиях, письмах, вещах. Дети начинают рассказывать о своих дальних и ближайших предках. На мой взгляд, та память, которая осталась от этих людей, и есть собственная история каждого ребенка, которая становится близкой и понятной, до нее можно дотронуться, ее можно увидеть, услышать, понюхать, одним словом, почувствовать.
И для меня, как учителя, ценно, чтобы слово “история” начиналось с собственного “я”, с близкого и понятного, что поможет перекинуть мостик к чужой истории. И она станет для меня такой же интересной и значимой, как собственная.
Это очень трудная задача, ибо часто прошлое представляется чем-то чуждым, страшным и запутанным. Поэтому для меня важно первое ощущение от соприкосновения с историей, оно должно быть радостным, интересным и таинственно-захватывающим.

Геральдика

После понимания каждым ребенком своего места в цепочке поколений я предлагаю детям придумать свой собственный родовой греб и девиз. Все знаки, символы и цвета объясняются в сопроводительном письме к каждому гербу отдельно. Эта работа проявляет ценности, преобладающие в каждой семье.
Детям очень нравится, и все стараются представить свой герб зрителям как можно подробнее. У аудитории в свою очередь возникает множество вопросов и уточнений, таким образом рождается довольно увлекательный разговор.

Сфрагистика

В этой теме я предлагаю ребятам придумать и нарисовать свою собственную печать. Ее можно потом вырезать из дерева, картошки, ластика или слепить из пластилина, глины. Печать может быть связана с гербом или же иметь собственные очертания. Некоторые используют свою печать и в дальнейшем (для пущей важности).

Нумизматика

На урок ребята приносят все доступные им монеты разных государств. Мы стараемся разглядеть и прочитать фрагменты истории этого государства или народа по денежным знакам. Занятие, надо сказать, довольно увлекательное, потому что рождает множество образов, ассоциаций и версий, ведь никто наверняка ничего не знает, а пофантазировать можно вволю.
Мы сравниваем монеты, их размеры, состав, рисунки. Делаем выводы, высказываем свои мнения и предположения. Можно предложить сделать эскиз монеты, которая чеканилась бы в твоем государстве, если б ты был там правителем.
Еще один способ связать историю с географической картой – искать страны, откуда прибыли монеты. Можно вспомнить людей – родственников и знакомых, – которые эти монеты привезли. Через них мы перекидываем мостик к географическому познанию мира.
Обсуждая клады, я прошу ребят написать мини-сочинение на тему “Если бы я нашел клад...” Очень увлекательно узнавать, как дети предполагают распорядиться большим богатством. Особенно учитывая существование бесконечных телепередач, в которых все игры происходят исключительно на деньги.
Здесь важно зафиксировать разные точки зрения без каких-либо комментариев. Ведь когда ребенок пишет, он думает, что только его мнение правильное, а когда звучат мнения одноклассников, видит, что есть и другие способы мышления, другие ценности.
Топонимика
Мы рисуем карту острова, на который попали после воображаемого кораблекрушения. По желанию дети работают самостоятельно или объединяются в группы. Остров получает название, появляются географические обозначения, население.
Изучать тему нельзя без топонимики родного города, поэтому, исследуя карту центра Москвы, мы выдвигаем разные версии происхождения названий улиц нашего города. Это очень хорошая тренировка: ребята начинают понимать и чувствовать, что само название может рассказать не только о местности, но и о событиях, людях, которые здесь жили много веков назад. Это завораживает своей сложной простотой, рождает интерес.

Метрология

Тема изучается, прямо скажем, на собственной шкуре, потому что все древние русские меры связаны с телом человека и проверяются на себе. Собой измеряют класс, парту, школу, друг друга. Ребята приходят к логическому выводу, что результаты получаются разные, и необходимость создания эталонов мер становится очевидной.

Хронология

Достаточно трудная тема, потому что постичь время непросто. Представить себе отдаленность события во времени иногда не под силу и взрослому человеку. Мы рисуем ленту времени и отмечаем на ней события, значимые для ребенка, или те, о которых в его памяти хранятся воспоминания (его рождение, дни рождения близких, друзей, поход в первый класс и т.д.).
Потом мы рисуем календарь, где отмечаем события, важные для класса. Затем каждый ребенок составляет свой собственный календарь, куда входит все важное из жизни его семьи.

Курс “Введение в историю” близится к концу, все одиннадцать тем пройдены-прожиты. Я прошу детей письменно ответить на два вопроса: “Для меня время – это...” и “Для меня история – это...”
Читая работы, наслаждаюсь потоком философских мыслей ребят, пускающих свою фантазию в необъятное плавание, и это прекрасно!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"