Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НАЕДИНЕ 

Ирина ХОМЕНКО

«Есть у меня, мама, к тебе вопросы...»

Когда наш сын в 4 года спросил, откуда берутся дети, я достала книжку «Анатомия человека» для студентов педучилищ (ничего более подходящего тогда не было) и с помощью цветных иллюстраций показала ему устройство человека, в том числе и репродуктивной системы. Впечатлился. И потом с видом знатока объяснял пришедшим к нам в гости товарищам происхождение их всех.:). (Год-то был 1988-й, демократическое воспитание тогда еще дремало!) Через несколько лет, когда он уже учился в школе (1–2 класс), я посмотрела какую-то передачу для родителей, в которой говорилось о важности полового просвещения детей в семье. В частности, ведущий объяснял, что надо периодически спрашивать у ребенка, нет ли у него вопросов на эту тему. Как правило, уверял ведущий, вопросов у ребенка нет, но он знает, что эта тема не табуирована. Как-то раз, занимаясь приготовлением ужина, я непринужденно спросила у сына: нет ли у него вопросов о сексе (он в это время что-то рисовал за кухонным столом, скрашивая мое выполнение хозяйственного долга:)). Естественно, ожидала услышать от него обещанное ведущим «нет». Но не тут-то было! Сын с энтузиазмом отложил свое увлекательное занятие и говорит: «Да, мама. Есть у меня такие вопросы!» Отступать некуда. «Ну спрашивай!» – говорю ему храбро... «Мам, вот про половой акт и там презервативы всякие – это я понимаю. Я знаешь, что не могу понять? Я не могу понять – как ее уговорить-то?!»
Оказалось, что психологическая проблема для него была более важна, чем физиологическая. Мою задачу (в плане объяснения) это значительно облегчило, но и ответственность на мне лежала громадная – ведь я впервые формировала у будущего мужчины установку на отношения с другим полом. И думаю, хорошо, что он задумался о «подходах» в том возрасте, когда реализация «задуманного» была все же не так близка.
А сказала я ему примерно следующее: «Понимаешь, не бывает между людьми просто сексуальных отношений. Такие отношения – свидетельство большой близости. Значит, люди должны друг другу доверять. И девушка должна точно знать, что ты ее не обидишь и не сделаешь ей больно своим отношением. Знаешь, иногда мальчики хвастаются тем, что девочка им доверилась. (Например, когда она разрешила себя поцеловать.) Ты должен навсегда запомнить: все, что происходит у тебя с привлекательным для тебя человеком, не должно быть известно другим. Ты должен беречь вашу тайну. Знай, что любовь – это действие. Ты должен нести ответственность за ваши отношения, чтобы никто не мог разрушить их. И если ты научишься этому, то никакую девочку не придется “уговаривать”». Возможно, что сами слова были немножко другими (уж столько лет прошло!), но контекст примерно такой. Сын моим ответом был удовлетворен. И тут же стал рассказывать мне о том, какую конструкцию он построил из «Лего».
Сейчас, честно говоря, мы уже меньше беседуем на эти темы. Но я всегда стараюсь комментировать увиденное (услышанное) на экране, когда сын рядом. Если показывают какой-то не очень «правильный» поступок мужчины (женщины), обычно реагирую сознательно активно. И обязательно объясняю, что мне здесь кажется неприемлемым. Бывает, сын и не говорит ничего, но чувствую, на ус мотает. Главное – не делать тему секса особенной, запретной. Тогда ребенок научится воспринимать отношения полов в разных других аспектах – культурных, социальных, психологических.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"